21:41 

Нари
Оригинал взят у ЖЖ=юзера tutuskania в tutuskania.livejournal.com/2013048.html

Тот, кто едва сводит концы с концами, беден.
Раньше при упоминании этой поговорки мне представлялась сморщенная рука, считающая  с дрожью мелкие монеты, хозяин которых страдал от сложности выбора, куда потратить эти засаленные гривенники.
Могу представить, как вы удивитесь (потому что я удивилась до такой степени, что решила даже написать постик), когда узнаете, что выражение "сводить концы с концами" пришло к нам
..... от  французской  аристократии эпохи Ренессанса.
Тогда знать стала придавать огромное значение внешнему виду, и одежда определяла степень высоты на социальной лестнице.
Мужской гардероб был тогда однообразен, и возможностей выделиться было немного.
Именно поэтому  среди аристократов вошли в моду  кружевные воротники, так поражавшие меня в детстве на портретах голландцев.
Кружево тогда было дорого, и по размеру  воротника сразу можно было определить, насколько богат его носитель.
А поскольку шея и окружие шеи у человека одно и много места не занимает, а количество кружева надо было выставить как можно больше, появился новый фасон воротников - складчато-гофрированные.



Их называли "клубничка" (fraise), потому что пространство между складками кружев напоминало  форму этой ягоды.
Для такого воротника требовалось несколько метров кружева.
Но !!!  человеческая шея  по-прежнему узка, и чтобы увеличичить количество кружев, аристократы, старавшиеся выделиться  богатством, старались делать эти воротники как можно шире.
Вот, например, какой широкий воротник у Анри 3-го..



В этих воротниках надо было не только ходить по улице или сидеть  на общественных собраниях, но и есть на званых обедах.
Предполагаю, что тот, у кого клубничка была пошире, помещался на более почетное место
Воротники-клубнички  стоили дикие деньги, и каким бы ты богатым ни был, на каждый обед не напасешься.
Поэтому во время еды воротник надо было предохранять от пищевых попаданий.
Не случайно, что на апогей ренессансных плиссированных  воротников пришлось процветание столовых салфеток. Их делали из дорогих тканей, например многослойного сатина, украшали вышивкой и кружевом попроще.
Салфетки также служили внешним знаком богатства.
Итак, мы наконец подошли к самой сути моего изложения. ))))
За зваными обедами носитель огромного кружевного воротника рисковал стать жертвой публичного позорного конфуза - его столовая салфетка могла оказаться намного меньше, чем сам воротник, и он не мог повязать ее вокруг шеи, не обнажив воротника.
То есть он не мог свести концы салфетки с концами воротника.
И тогда весь пир над ним смеяля - "Ах, Жан-Жак, у тебя концы с концами не сходятся.".  А потом рассказывали всей округе про этот обидный для воротниконосителя случай. И все, репутация чела подмочена почти навеки : никакой он не аристократ, а чванливый выскочка. Наверное, этот позор распространялся и на детей..
Вот к чему приводило когда-то очковтирательство.
Возвращаясь к теме нашего заголовка.
Историческое происхождение  распространной  поговорки про бедность примечательно тем, что плод французской цивилизации так органично привился на русскую почву.
А еще этот факт составил удивительно точную иллюстрацию к максиме "беден не тот, у кого  мало денег, а тот, кто боится показаться бедным. "

@темы: Луара

URL
Комментирование для вас недоступно.
Для того, чтобы получить возможность комментировать, авторизуйтесь:
 
РегистрацияЗабыли пароль?

Дневник Нари

главная