Оригинал взят у
ЖЖ-юзера triturus в
indian-railway.livejournal.com/7372.htmlМеня попросили подобрать некоторые характерные индийские ругательства, однако сам я выяснил, что создать сколько-нибудь полезный перечень выше моих сил. Поэтому я прошу всех, читающих перед игрой характерные произведения, выписывать крепкие словечки и велеречивые обращения сюда.
Однако, мне представляется, что для того, что бы эффективно ругаться и хвалить, нужно создавать красочные и сочные ругательства прямо на игре. Поэтому имеет смысл попытаться выработать основные принципы их организации, что бы затем экспромтом создавать что-то аутентично-звучащее.
В ругательствах и хвалебных эпитетах есть много общего, - они встречаются в прямой речи при выражении говорящим своих эмоций и являются неотъемлемой частью речевого дискурса индусов. По крайней мере, на мой вкус, «индийская» речь просто должна состоять из сплошных оборотов, метафор, всяких образов и сравнений.
Существенную роль в построении цветастой речи играет, как мне кажется, использование бинарных оппозиций – то есть оборотов, включающих в себя два крайних варианта, плюс и минус. Например, «корова», как воплощение всего хорошего, противопоставляется «гиене» или «шакалу», тезе «прохладная луна» противопоставляется антитеза «палящее солнце» и т. д.
Объект, который мы восхваляем или ругаем, мы с чем-то сравниваем. Это сравнение полезно строить по некоторым категориям, которые различаются в зависимости от того, насколько возвышенна речь говорящего:
1) Имеет смысл начинать некоторые эпитеты (или даже большую часть оных) с «О, …».
2) Самой простой и низкой является категория родства (это встречается в самой заурядной низкопробной ругани и базарной похвальбе):
Отец, Мать, Сын, Дочь, Сестра, Брат, Сноха, Невестка,
Единоутробный Брат, Выродок и т. д.
В тяжелых случаях имеет смысл заняться перечислением родственников оппонента, их происхождения и рода занятий.
читать дальше
3) Они могут быть легко сопоставлены с каким-то объектом (животного мира, предметом, орудием труда, чем-то космогоническим):
Хорошие – Корова, Бык, Слон, Горлица или Голубь, Павлин, Антилопа, Олень Дерево, Цветок, Лотос, Меч, Дождь, Опора, Жемчуг, Золото, Серебро
Луна, Вода, Земля, Звезда, Плод, Амрита (= Нектар), Друг
Плохие – Шакал, Гиена, Обезьяна, Скорпион, Змея, Крыса, Попугай, Собака,
Крокодил, Верблюд, Носорог, (Тигр), Свинья, Червь, Муха
Колючка, Кизяк, Навоз, Канава, Кладбище, Гениталии, Болезнь
Ветер, Солнце (под вопросом), Безумие, Враг
4) В завершение, можно добавить какое-нибудь свойство или обстоятельство действия:
Хорошие – прохладный, благоуханный, сладкоголосый, прекрасный, верный,
справедливый, спокойный, мудрый, благородный, достойный, чистый
Плохие – жгучий, плешивый, больной, злокозненный, ядовитый, подлый,
визгливый, суетливый, глупый, позорный, бешенный, недостойный, грязный
Тут можно придумать какие-нибудь обстоятельства – если цветок, то где он растет, если кинжал, то кто его сделал и так далее.
Внимание – повторение эпитета, свойства или обстоятельства – распространенный прием усиления (напр. «царь царей» и т. д.).
Часто для усиления также используем указание количества – «тысяча и один», «десять тысяч», «сотня» - говоря о грехах, нечистых родственниках и благодетелях оппонента (по ситуации).
5) Этические категории отличают более возвышенную речь:
Честь – Бесчестие
Добродетель - Порок
Благородство – Низость
Благочестие - Разврат
Святость – Греховность
Божественность – Безбожность
Правда – Ложь
Правый – Левый
6) Категория Бога и Божественного для особых случаев:
Представления,henoubi.diary.ru/?newpost# основанные на индуистской мифологи и мировоззрении:
Например:
Религиозные –
Небеснорожденный, Дваждырожденный (при обращении к брахманам); омытый водами Ганга; сильный, как лук Арджуны; прекрасная, словно Лакшми; мудрый, как сам Ганеша; бесы, дэвы и т. д.
Социальные –
«глаза посинели, а ногти почернели от крови низких каст», «сыновья мехтарани», «единоутробные братья бханги» (мехтарани и бханги – профессии и названия низших каст, бханги, собственно, неприкасаемые). Мы – одна из низших каст, но «бартьями бханги» мы еще явно можем ругаться.
7) Теперь пытаемся комбинировать, импровизировать и идем по нарастающей:
Дурак!
О, Дурак
О, Свинья
О, Плешивый
О, Бешенный
О, Прокаженный,
О, Сын совы
О, Глупец из Глупцов
О, Дом порока
О, Око красоты
О, Источник мудрости
О, Сосуд бесчестия
О, Рука справедливости
О, Обитель благочестия
О, Нога, ударившая корову
О, Мать плешивых шакалов,
Ты, вежлив, как священный Бык Шивы, …
О, Человек с глиняной головой (= дурак)
О ты, чья мать венчалась под корзинкой!..
О, Сын блудливой ослицы и нечистого верблюда
О, Прекрасный, как благоуханный лотос на реке
Что они, что попугаи – и те и другие визжат по утрам…
О, Прекрасная, как полная луна весенней ночью в Бенаресе
О, Единоутробный брат десяти тысяч ядовитых змей и скорпионов
О, разве не твои дочери воровали в моем саду гнилые плоды гуавы?!
О, тот, кто надеется, что его корову вылечат за горстку благодарностей (= скупой)
Как смеешь преграждать мне путь - о, ты, визгливая обезьяна, которая … (описание действия) …
Разве такое лицо как твое может совратить добродетель с пути истинного?! (не красавица)
В завершение, приведем красочное ругательство из «Кима» – это образец того, КАК надо ругаться. Мне кажется, в русском языке этому соответствует высококлассный трехэтажный мат:
«Сын свиньи, разве немощеная сторона дороги для того сделана, чтобы ты себе спину на ней чесал? Отец всех дочерей позора и муж десяти тысяч развратниц, твоя мать предавалась дьяволу и этому выучилась у матери своей; тетки твои в семи поколениях все были безносые!.. А сестра твоя… Чья совиная глупость велела тебе ставить свои повозки поперек дороги? Колесо сломалось? Вот проломлю тебе голову, тогда и ставь их рядышком, - на досуге!»
Вот это дискурс!
Некоторые полезные восклицания, пословицы и словесные обороты:
«Ахай!» - «Ой!», «Увы!»
«Хай Май!» = «ох ты», «ух ты»
«Хар Хар!» = слава, ура, за того-то
«Наградить полумесяцем по шее» = ударить
«Чхх!» = «Уфф»
«Это – истинная правда!»
«Шива свидетель – я не говорю ничего, кроме правды»
«Больной корове – ворону, больному человеку - брахмана»
«Две стрелы в колчане – лучше, чем одна, а три – еще лучше»
«Не заговаривай с белым человеком, пока он не наестся»