goldenhead.livejournal.com/765680.html

У нас в Мессине, да будет известно, есть университет. Уже двенадцать лет. Но стражники университетов не кончали. А меня вообще отправляли учиться в Падую. И там один профессор, узнав, откуда я родом, поведал мне, что нежелание материковых жителей признать сицилийцев подобными себе -- древнее, чем я полагал. Римляне держали сикулов за варваров, потому что те, видите ли, поклонялись не тем богам. То есть, конечно, и те, и другие были язычниками, но здесь верили не в Юнон и Юпитеров – красивых мраморных идолов, а в живущих в пещерах и под горами, тех, кто заставляет содрогаться землю, и извергаться лаву. И каждый раз, проезжая в тени Этны, я чувствовал, что понимаю этих древних сикулов. Слишком много я слышал историй о землетрясениях, да и как не услышать их на Сицилии?

Но не только в этом дело. Тогда в Риме правили нарядные мраморные олимпийцы, а на Сицилии – подземные боги, которых боялись ничуть не меньше, чем нынче бесов. Теперь – в городах – власть принцев и губернаторов… но жизнь на Сицилии в основном происходит за пределами городов.

Это очень богатый остров. И большинство его жителей очень бедны. Крестьяне, пастухи, рыбаки. Мрачные, дочерна загорелые люди. Городскую речь они не понимают. Про городскую власть тоже понимают плохо. Поскольку признают над собой только местных землевладельцев. Помещиков, почти безвылазно живущих в горах. Откуда такая преданность – не знаю. Может, это потомки племенных вождей тех самых древних сикулов. Может еще что. Наверное, чтобы постигнуть это, надо быть сицилийцем по крови. Знаю одно – по знаку этих землевладельцев крестьяне, а также их братья, ушедшие на заработки в города и на побережье, или на разбой в горы, сподвигнутся на что угодно. У каждого из них в округе почти абсолютная власть. И то, что происходит в городах, во многом зависит от их решений.

читать дальше