В 1950-х годах в ГДР снимали фильм о лидере немецких коммунистов Эрнсте Тельмане, погибшем в гитлеровском концлагере. Обойтись в этом фильме без Гитлера было нельзя. И тут вспомнили, что в 1930-х годах на сцене кабаре Диц делал довольно успешные пародии на лидера нацистов. Когда актеру предложили роль Гитлера, он пришел в ярость и заявил, что никогда не будет изображать ненавистного ему человека.
Исчерпав все другие методы воздействия, его вызвали на прием к лидеру ГДР Вальтеру Ульбрихту. Тот решил поговорить с Дицем как коммунист с коммунистом. «Товарищ Диц, — говорил Ульбрихт, — это важное партийное поручение. Гитлер на экране должен выглядеть не пародией, а серьезным противником, фигурой, которая сумела переманить на свою сторону значительную часть пролетариата и крестьянства. Люди должны видеть, с каким врагом мы боролись».

Члены съемочной группы «Освобождения» вспоминали, что в преображении Дица было нечто мистическое. Мягкий, добродушный, компанейский в жизни, в кадре Диц действительно становился Гитлером, одержимым маньяком, стремящимся к покорению мира и уничтожению «неполноценных народов». А затем, выходя из образа, возвращался к своему обычному состоянию.

«По наследству» от Озерова Диц-Гитлер достался и Татьяне Лиозновой в «Семнадцати мгновениях весны». Юрий Визбор, игравший в этом фильме Бормана, признавался, что от игры Фрица Дица ему становилось не по себе. «Когда снимали сцену в бункере, и Диц начал произносить монолог, честно говоря, было огромное желание спрятаться под столом, настолько правдоподобен был его Гитлер», — вспоминал Визбор.

Отечественному зрителю трудно будет поверить, но в ГДР Диц даже в немолодом возрасте был любимцем женщин: они знали его в других ролях, где актер был великолепен в амплуа героя-любовника. Даже когда ему было за 70, Фрица Дица у театра встречали восторженные поклонницы комсомольского возраста.



aif.ru/culture/person/zadanie_partii_luchshiy_i...