ХУДОЖНИК ПО КОСТЮМАМ Н.Б.ПОЛЯХ "ГРАФИНЯ ДЕ МОНСОРО"
Сегодняшний мой пост посвящен памяти художника по костюмам Натальи Борисовны Полях, которая ушла из жизни 2 года назад 25 ноября 2008 года.
читать дальше
Познакомились мы с Наташей на съемках сериала «Графиня де Монсоро», где моя подруга работала ее ассистентом.
В тот момент они снимали в павильонах Мосфильма, где были выстроены декорации улиц Парижа и интерьеров дворца, замков, таверен и разных других помещений, в которых происходило действие фильма.
В фильме участвовало большое количество массовки, которая изображала публику на балах, придворных, прохожих на улице, а костюмы были достаточно сложными (кринолины, подъюбники, фрезы, буфы и пр.), поэтому для таких сцен требовались дополнительные помощники одевать актеров массовых сцен.
Вот с этой целью я и пришла на съемки. Наталья Борисовна сразу поразила меня своей феноменальной работоспособностью.
Ведь параллельно с «Графиней де Монсоро» снималась в соседнем павильоне «Королева Марго». И там и там – огромное количество персонажей, одетых по моде XVI века.
Надо сказать, что тогда интернета не было, и всю информацию Наташа собирала в Театральной библиотеке, просиживая там сутками. В результате, она досконально изучила эту эпоху.
Но, кроме точного воссоздания моды той поры, нужно было подчеркнуть характер персонажей. Так, например, костюмом надо было противопоставить миньонов двора Генриха III и свиту герцога Анжуйского. Изнеженность и богемность миньонов подчеркивались с помощью большого количества декоративных деталей и фактур: бантов, кружева, парчи, различных украшений, яркой гаммы их костюмов.
Эти молодые люди шокировали двор своими веселыми и дерзкими проделками, шумными застольями и амурными похождениями. Поговаривали, что король состоит с ними в противоестественной связи.
Юные фавориты короля Генриха III изобретали новые костюмы, отличающиеся вычурнустью пропорций, форм и силуэта. Король и сам обожал переодеваться в женскую одежду, что привело в мужскую моду новый вид брюк, похожих на женские калесоны (Калесоны – это женские брюки для верховой езды, которые носили в Италии женщины под платьем).
К тому же, придворные короля позаимствовали у женщин головной убор ток (toque), благодаря чему костюм приобрел весьма женственный вид.
Мужественность персонажей свиты герцога Наталья Борисовна подчеркнула локальностью цвета и фактуры костюмов.
Соответственно и образ главного героя графа де Бюсси (в исполнении мало тогда кому известного актера А. Домогарова) был решен в красивой, сдержанной гамме с минимумом декоративных деталей. В его случае, сознательно отказались даже от плоеного воротничка.
Зато обратите внимание, воротнички героев часто имеют модную в 16 веке вышивку Blackwork !
Образцы вышивки Blackwork 16 век.
Такую вышивку черными нитками по белому холсту часто называли "Spanish work" из-за того, что мода на нее пришла вместе с испанской инфантой Екатериной Арагонской - первой женой английского короля Генриха VIII. Такой вышивкой украшали нижнее белье, сорочки, рукава, воротники.
Героиня же, Диана де Меридор, имела в своем гардеробе платья светлой, пастельной гаммы, которая должна была подчеркнуть ее молодость, неискушенность, нежность, хрупкость и романтический характер.
При этом, платья у нее сшиты по последней моде.Например, в то время у женщин было популярно закрывать декольте тонкой тканью рубашки, надеваемой под платье. Горловина заканчивалась стойкой, по которой шла рюшка, а позже - плоеный воротник «фреза», который ввела в моду Катарина Медичи.
Еще один интересный и запоминающийся персонаж этого фильма – шут Шико в исполнении актера А. Горбунова. Как многие остальные герои известного романа Дюма, это был тоже реальный персонаж, дворянин по происхождению. Как пишет Википедия: «Он был известен своей жизненной силой и способностью схватывать вещи на лету, а также как великолепный писатель-сатирик. Он был единственный придворный шут в своё время, который участвовал в военной и политической жизни и который носил шпагу. Он пользовался репутацией прекрасного фехтовальщика и солдата». Разумеется, такой персонаж не должен был носить шутовской костюм с бубенчиками, он одет скромно, просто, соответственно своему характеру и уму.
Конечно, помимо этих главных героев, в фильме еще было большое количество других, второстепенных персонажей и большая массовка, в том числе, военная. Всех их надо было одеть в соответствии с драматургией сцены и согласно их образу.
А представьте себе, что тогда в магазинах небыло красивых тканей, отделки. Приходилось многое выдумывать, изобретать. Покупались различные тесемки и кружева, которые перекрашивались в нужные цвета, фактурили ткани. Уже на съемках, часто приходилось прямо на съемочной площадке превращать один костюм в другой – меняли рукава и отделку, благо мода того времени это позволяла.
Но в итоге, получился отличный костюмный сериал, последний хорошо и правильно одетый. Сегодня продюсерам жалко тратить много денег на костюмы, декорации и реквизит, оттого и получаются убогие «Бедные Насти» в капроновых кружевах. Наталья Борисовна никогда не умела халтурить, заставить ее ввести в костюм чуждый, современный элемент было невозможно. Она была из поколения настоящих Художников, не признающих фальши и работающих с полной отдачей. Потому и сгорают такие люди быстро… Но хочется, чтобы о них знали и не забывали.
Старый пост про Наталью Борисовну и ее фильмографию можно почитать здесь
не дождетесь))))))))))
мне в этом сериале костюмы очень нравились, смотрелось здорово))
Главное было статью найти и себе уволочь!
lizzzzzik
Видимо, последний сериал, где с костюмами заморачивались, а не лепили, что подпадется.
Согласна на все 100 %
Очень красивый сериал. Как и по костюмам, так и по игре актеров.
Так и не смогла понять, почему же в королеве Марго все так ужасно играли. А все снималось одновременно
Там режиссер был другой, персонажи другие и актеры, кроме прочего, в возраст не попадали. Надо еще посмотреть, кто автор сценария. Опять же, мне там страшно не нравится Жигунов, который отыгрывает дебила. Ведь он же может играть на полутонах, а там прямо вразнос пошел. Мне кажется, там все-таки актеры не понимали, что они играют - вот как в сериалах, когда поначалу все зажатые.
Это ж не я же, я же просто нашла. Жалко, что мало...
Вчера и истории моды статья была про корсеты, что испанские именно делали грудь плоской, чтоб ее вообще не было. Вот сколько лет читаю про 16 век - даже не знала о таком.
Но это очень жестоко, предположим у дамы первый размер и ей это не страшно, а вот если четвертый, хотя я знакомы с девушками играющими кросспольные роли, которые очень туго бинтуют грудь, чтобы сделать ее плоской. Однажды для интереса попробовала так сама и поняла, что это пытка и дышать совершенно не возможно.
Чего-то я во Франции такого не припомню особо. Прям так и вижу, как фрейлины летучего отряда бинтуют грудь.
У английских леди считалось неприличным иметь сколько-нибудь заметную попу, например.
а сверху в декольте грудь вполне себе была (ну, у кого она вообще была, конечно, опять же подобный корсет позволял тем, у кого ее не было прижать свой первый размер так, чтобы над декольте появилось некое подобие выпуклостей))))
Вот это другое дело!
Илар
Я вот думаю, что в разных странах по-разному было, так что отсутствие груди нельзя считать общеевропейской модой.
Сейчас тоже мода на суповые наборы, а как пройдет мимо приятная девушка с большим авторитетом, так большая часть мужиков вслед слюнями исходят))
Скорее всего. У них же там строгости были жуткие.