kavery.livejournal.com/1891644.html?nc=1#commen...
С любезного разрешения журналиста взявшего это интервью , публикую его у себя в журнале, поскольку думаю, что многим эта тема будет интересна, ведь речь пойдет о многими любимом фильме " Три мушкетера" .
В случае перепоста, авторство указывать обязательно!
Интервтю это с постановщиком трюков в фильме " Д'Артаньян и три мушкетера" Николем Николаевичем Ващилиным. Взяла его Юлия Лаврушина.
"Вы смотрите совсем не тот фильм, который лично мне хотелось бы снять".
- Я не читал "Трех мушкетеров"!
Видимо, лица у нас были совершенно обалдевшие, поскольку Николай Ващилин тут же поспешил уточнить:
- Ну, читал, конечно. Это было классе в шестом, лет в двенадцать. Мне не понравилось. Казалось, что все слишком затянуто, книга толстая. Я же люблю короткие рассказы. Но прочитать было необходимо: мы во дворах, разумеется, играли в "мушкетеров". "Проник" в сюжет я намного позже, когда посмотрел фильм с Милен Демонжо в роли миледи. Какая потрясающая женщина!
- Николай Николаевич, когда вы готовились к съемкам - смотрели западные экранизации?
- А вы как думаете?
- Смотрели...
- Смотрел, разумеется. И ту, которая еще немая, начала 20-х, с Фербенксом. Скажу честно: мне хотелось поставить что-то в духе английского фильма, где снимался Майкл Йорк. Это по эстетике больше всего подходило к задумке. Мы с Юрой (Г.Э. Юнгвальд-Хилькевичем) сразу решили, что никакой крови в кадре не будет. Такие красивые опереточные драки с эффектными ударами. Беда в том, что почти вся съемочная группа пришла на площадку с настроением: "А, Одесская киностудия, снимаем несерьезный фильм, халтура!". Потому вы смотрите совсем не тот фильм, который лично мне хотелось бы снять. К сожалению...
читать дальше- Дело упиралось в деньги?
- В отношения. Между людьми и людей - к профессии. Тот же Полынников... сколько сцен он загубил тем, что просто снимал не с той точки.
- Вот цитата из книги В.Смехова "Когда я был Атосом" - прямая речь А.Полынникова: "Дюму этого не дочитал, от книги не в восторге, в шуме не участвую, гляжу себе в глазок камеры и снимаю".
- Снимать можно по-разному. Например, сцена драки в трактире "Красная голубятня". Помните момент, когда Атос швыряет в гвардейцев полку, а затем пьет из кувшина? С той точки, которая была выбрана для съемки, видно, что на моих ребят, то есть на гвардейцев, летит конструкция без задней стенки. Ничего интересного и эффектного. А если бы снимали через полку, как бы подглядывая от стены, то было бы видно, как с полок летит всякая кухонная утварь, тарелки там, кувшины, стаканы... Или вот сцена, которая должна была стать центральной в этой эпизоде. Д`Артаньян спешит на помощь к Атосу и пролетает через все помещение на люстре. Люстру специально заказывали, ее делали несколько месяцев, подвешивали к потолку павильона с помощью цепей. Если бы съемка велась снизу, то был бы шикарный пролет Боярского - Голливуд бы позавидовал. А камеру установили сверху! И весь эффект свелся к минимуму. Там даже непонятно, почему и куда нужно было лететь на люстре.
- А куда?
- А вы видели, что там Атос на лестнице обороняется один против четверых?
- ГДЕ?!
- На лестнице. На него наседают гвардейцы, ему действительно срочно нужна помощь. Там у Атоса - Смехова, пожалуй, самый сильный эпизод в плане фехтования. И камера опять же это должна была четко показать...
- Давайте поговорим, с чего начиналась подготовка к съемкам.
- Когда Хилькевич принес сценарий Розовского, там не было драк и погонь. Вообще. Ни единой. Все это было вписано в сценарий моей рукой. Но чтобы вписать, нужно было придумать. Потому что каждый трюк имел свою степень сложности и свою стоимость. Под стоимость составлялась смета, ее нужно было утвердить. Нам дали 28 тысяч рублей. Я, как постановщик трюков, сидел и три месяца придумывал. На самом деле это самое трудное – сидеть и придумывать. В тот момент я вел программу трюковой подготовки в Ленинградском институте театра, музыки и кино. У нас была конная база под Сестрорецком и спортивный зал на улице Опочинина. И вот там, в зале, все придуманное отрабатывалось. Это уже совсем другой эффект дает: живые фигуры, в динамике. Что-то утверждалось, что-то переделывалось. Ближе к началу съемок я дал объявления в разных спортивных обществах. В основном, конечно, в тех, к которым сам имел отношение – «Труд», «Динамо». Отсмотрел человек двести, выбрал тех, кто поедет на съемки. Сразу скажу, что меня привлекло в этой работе. Это не профессиональный интерес – для профессионального у меня в тот же момент была «Сибириада» Кончаловского, где было где развернуться и реально что-то интересное придумать. Там нефтяные вышки горят, трактора падают с обрыва, на берегу реки – драка с огнем. Уж не буду скрывать, на «Мушкетеров» согласился в первую очередь из-за денег. Материал меня мало грел. Он был наработан. Потому что мы регулярно с моими учениками выезжали куда-нибудь в Пушкин, там некоторое время отрабатывали трюки с лошадьми, затем – с оружием, и в конце занятия нужно было дать ребятам какое-то творческое задание. Не просто оружием помахать, а со смыслом. Для меня как для педагога было важно отработать схему. «Давайте сделаем драку из…» - и там уже тысяча вариантов. Во что можно играть со шпагами в руках? Правильно, в мушкетеров. Вот мы и играли… Ну, и был интерес совершенно не материальный. Хотелось оставить своим детям то, что они будут сами пересматривать многократно.
- 28 тысяч рублей – это много по ценам того времени?
- Судите сами. Самый сложный трюк стоил 50 рублей. И выполнять его мог один человек один раз в день. Считалось, что больше повторять опасно. Какие-то трюки выполняли только мы с Ходюшиным, и тогда в день можно было снять не более двух дублей.
- Если я правильно поняла, то поначалу работали над сценами боев совсем другие люди, не актеры?
- Актеров я увидел где-то за неделю до съемок. И, честно говоря, представлял только Старыгина, который был безумно популярен после «Адъютанта его превосходительства». Кое-как припомнил Смирнитского. Смехова вообще не знал, Веня – он же москвич, театральный актер, мы не пересекались с ним до этого.
- А Боярский? Все – москвичи, но этот – питерский, рядом, в одном городе…
- Так я с Мишей и занимался три месяца до съемок! Трижды в неделю мы с ним встречались ни свет ни заря на Финляндском вокзале, садились на семичасовую электричку, совершенно пустую, и ехали в Дубки, на нашу конную базу. Моя помощница Валя Зубанова учила Мишку ездить верхом. Минут тридцать они занимались основами, а затем мы ехали в парк. И я просил Боярского повторить то, что они прошли. На обратном пути к электричке мы фехтовали. Поначалу даже не на палках, а с веревками. Толстые такие, вроде канатов. Это здорово помогает правильно поставить ноги. Миша был подготовлен лучше всех остальных.
Герой рассказа - в образе гвардейца.
Больше фотографий из личного архива Николая Николаевича можно увидть тут.
- С остальными было трудно?
- Нет. Как раз я хочу сказать, что все ответственно подходили к поставленной перед ними задаче. Когда я планировал сцены боев, то пытался представить себе характер каждого персонажа. Атос не наносит ни одного удара. Но удары противников проходят мимо него. Это можно сравнить с тем, как знаменитый боксер Мохаммед Али действовал на ринге. Он буквально доводил до бешенства своих соперников тем, что его невозможно было достать. Ему наносят блистательный удар, а он за мгновение до этого отклоняется. Вот и Атос – отклоняется, держит противника на дистанции. Во время той же сцены драки в «Красной голубятне» он единственный, кому, по большому счету, наплевать на эту драку. Он спокоен. Он чувствует ритм, в котором действуют соперники, и позволяет себе паузы. Может сделать движение, и тут же отвлечься на то, чтобы выпить из кувшина глоток молока… Арамис –такой подвижный драчун, намеренно создает вокруг себя суету, тоже пользуется дистанцией, но иначе, чем Атос. Это так: обмануть соперника и нанести ему неожиданный удар. А Портос – неадекватный парень, неизвестно, что у него может оказаться в арсенале. Вот как раз пример того, что не удалось снять как следует. В эпизоде с засадой на мушкетеров под Портосом должны были убить лошадь. И я задумал так: Портос падает с лошади, но оказывается на ногах и выхватывает из-за пояса два пистолета. Гвардейцы, которых человек двадцать, поневоле останавливаются: противник не только не вышел из строя, но еще оказался вооружен огнестрельным оружием. А у них нет выстрелов в запасе, они уже разрядили мушкеты. На деле же вышло, что первый дубль делал Ходюшин. Он неудачно сделал подсечку, лошадь упала, но и он не сумел удержаться на ногах. Встал на колени. Естественно, что сцена не получилась – видно, что гвардейцы почему-то остановились и сами ждут, когда на них нападут. Второй дубль в тот же день делал я сам. И у меня тоже не получилось. Я сразу оказался на ногах, но лошадь просто опустилась на колени и начала подниматься. Это было видно в кадре. Еще один просчет оператора – сцену можно было снять иначе. Так снимают во всем мире. Лошадь в момент падения как бы исчезает из кадра, остается только человек.. Получилось так, что пересъемка была невозможна, в тот день мы использовали обе попытки. В итоге в фильм вошел первый дубль.
- Постоянно приходится слышать удалые рассказы о том, что актеры приходили на съемочную площадку подвыпившими…
- Пьянки начались примерно месяца через полтора после начала съемок. А поначалу никто не пил. Мы ездили заниматься на конную базу. С нами была и Маргарита Терехова – она с удовольствием сидела на лошади. Вообще мушкетеры приходили на репетиции в костюмах, очень серьезно относились к делу. Уже снимали сцены в Менге, а рядом, буквально за стеной, мы репетировали драку в Дешо. Я показывал схему. Говорил: «Вот здесь один противник, вот здесь – другой. Как будешь двигаться?». Они выбирали удобное положение для себя, я смотрел и тоже выбирал. Мы вот так сидели несколько дней, часа по четыре, сначала проговаривали, затем повторяли в движении. Раз по пять-шесть. Больше не получалось. Смотрю: дыхание стало тяжелым, весь лоб потный. В таком состоянии человек способен совершить ошибку, а мне это вовсе было не нужно. Как раз наоборот. Я же отвечал за их безопасность, за то, чтобы никаких травм…
- Но Боярский травмировался, Смехова сбросила лошадь…
- Боярского проткнул Балон! Это была уже их самодеятельность в сцене прорыва в Лувр. На самом деле по первоначальной задумке все ограничивалось фехтованием Боярского у стены. Там, где он пугает целующуюся парочку. И все. Никакого шума. Человек проник в Лувр, привез подвески.
- Так в книге тоже никакого шума! Там д`Артаньян вообще приезжает в Париж за сутки до бала, королева надевает подвески как ни в чем ни бывало.
- Вот! Все эти дела снимали уже без меня. У меня контракт заканчивался 1 августа, через два дня я уже должен был быть на «Сибириаде» и подрывать нефтяную вышку. Хилькевич мне сказал: «Поезжай, для сцен у Ла-Рошели ты не нужен, справимся». Съемки уже заканчивались… А Балон придумал все эти пробежки по перилам лестницы… Ненужный риск. Вы представьте себе, что было бы, если бы Боярский сорвался… Там мрамор, высота… Отвечал бы за все я.
- То есть не должно было быть ни драки на винтовой лестнице, ни драки в зале, где идет бал?
- Не должно! С моей точки зрения, это просто идиотизм. Но раз режиссер позволил и все это вошло в фильм… Что до лошадей, то там отдельная тема. К сожалению, в нашем кино вообще не понимают, как нужно работать с лошадьми. Какое бы слово подобрать... мерзопакостно относятся! Животное должно вести себя адекватно. А Боярский, например, в самом начале фильма сел на такую сельскую конягу, которая привыкла таскать телегу. Мишка уже привык работать с обученным лошадьми. Здесь же… какие шенкеля? Он ее в гору с трудом заставил идти, плеткой бил. Я пришел в ужас, а Хилькевичу это понравилось. Такой неуклюжий деревенский увалень на строптивой кляче. Согласен – кляча и должна быть, но у всего есть свой предел. То, что вошло в фильм, непрофессионально! Мне стыдно за такие эпизоды!
- За что не стыдно?
- За драку у Дешо до того момента, когда Жюссак начинает фехтовать один на один с д`Артаньяном. Мы с Хилькевичем сели и стали думать, когда готовили эту сцену. Вот сидят старушки-монахини. Что они делают? Подушки пером набивают! И я хотел, чтобы весь эпизод был буквально окутан этими перьями, чтобы пух летал в каждом кадре!
- А откуда появилась идея о том, как д`Артаньян сбивает гвардейца со стены подушкой?
- Оттуда и появилась. Изначально планировали показать, что мушкетеры помогают друг другу. Поединок один на один у каждого, четыре фехтующих пары. Но каждый держит в поле зрения остальных и готов поспешить на выручку.
- Стоило ли загонять Смехова-Атоса на стену? Там же было высоко…
- Высоко. Но стоять можно было относительно безопасно. К тому же это было нужно сделать. Дело в том, что верхние точки всегда выгодны и удобны для съемки. Это первая причина. Вторая – Веня был не готов фехтовать. Высота же позволяла объяснить его скованность. К тому же зритель уже знал, что Атос ранен накануне, ему тяжело вести активный бой, размахивать шпагой. Вот тут мы и придумали завязку их дружбы: д`Артаньян сбивает гвардейца, который готов напасть на Атоса. Смехов – большой молодец, как и все они. Те, кто критикует, пусть попробовали бы сами. Это страшно. Реально страшно. Человек – театральный актер. У него график, он прилетает во Львов, и тут его просят подняться на пятиметровую высоту, и не просто там постоять смирно, а фехтовать. Это же не тренировочный бой, это съемка. После команды «Мотор!» совсем другое мышление включается, человек невольно зажимается. Хорошо, они все – профессионалы, привыкли к камерам. Но актер вошел в образ, тут можно забыть про опасность. Лишнее неловкое движение в другую сторону – и… Веня рисковал, за что ему огромное мое уважение. Как ребята работали – за это должна быть награда. Я считал и считаю, что не напрасно бегал и выбивал им деньги за каждый трюк. Работа такая у актеров. У меня Юрий Соломин прыгал между вагонами, поезд шел со скоростью 60 километров в час. Конечно, была натянута сетка, но… Понимаете, они сознательно идут на риск…
- А во время боя на стене страховка была?
- Какая страховка… песок был внизу рассыпан. Целая машина. И - все. Внутренний дворик попадал в кадр. Даже маты не подложить. Вот в сцене, когда Боярский прыгает из окна "Красной голубятни", он сигал на маты. Такие, для прыгунов в высоту.
Вы в сцене у Дешо просто стояли рядом с актерами и направляли их действия?
- Нет, разумеется! Я был на площадке как действующее лицо. Мне там от Старыгина дважды «попало». Я получаю решеткой, а в самом финале сцены Игорь отправляет меня лежать на перьях. Помните?
- Еще бы не помнить! Это же такая шикарная точка всего эпизода! Вы упомянули, что Смехов был не слишком готов фехтовать, но и Старыгин…
- Если вы вспомните всю сцену, то Арамис там наносит буквально один удар. Но так, что у зрителя складывается впечатление: это – мастер фехтования. Все остальное время он дерется чем угодно, кроме шпаги. Кстати, когда мы снимали эпизод, где Арамис подстерегает гвардейцев на лестнице, тоже случилась неприятность. Игорь не просто подставил подножку – он, увлекшись, сам выскочил на лестницу. На его сапогах не было резинового наката – он поскользнулся и сильно ударился… Изначально задумывалось, что гвардейцы, споткнувшись, скользят на животах по полу и слетают с лестницы, пересчитав мордами все ступеньки. Это риск, но для профессионала, для каскадера, который имеет хорошую гимнастическую подготовку, там ничего особенно сложного нет. Под живот подкладывается доска, на которой ты скользишь как на санках, а в момент спуска по лестнице нужно прогнуться «рыбкой», чтобы не получить удар по подбородку. Я специально приглашал знакомых из Ленинграда, но они рисковать не захотели. В итоге мы видим, как гвардеец после подножки почему-то подпрыгивает вверх и летит вниз не на животе…
- Каждый раз, когда пересматриваю фильм, от души хохочу в том моменте, когда Портос сталкивает лбами своих противников.
- Это из моей личной практики единоборств. Вот гвардейцы на нем вдвоем виснут и вроде бы побеждают, но ситуация меняется за одну секунду. Портос просто направляет их движения в направлении, которое необходимо ему. Сила инерции все довершает сама.
- Значит, в смысле фехтования у Арамиса ключевая сцена – это Дешо?
- Да. А для Атоса – «Красная голубятня». Вот там удалось показать то самое «чувство дистанции», о котором мы говорили. Вообще во всей этой истории отношений мушкетеров и гвардейцев, на мой взгляд, сильно не хватает какого-то сюжетного наполнения. Гвардейцы безлики. Я только Балону дал поактерствовать. Жюссак имеет имя и характер. Только не всегда Володя делал то, что требовали. Как раз наоборот. Продолжение сцены у Дешо – бой д`Артаньяна и Жюссака – это была его инициатива. Хилькевич вошел в раж, сам бросал кинжал и попал с первого дубля в цель. Меня никто и слушать не захотел, хотя я был против всего этого эпизода. Жюссак – дворянин, француз, а носить кинжал в голенище сапога и кидать его как нож – это уже какая-то уголовщина, согласитесь. Я предлагал Хилькевичу какие-то маленькие эпизоды, которые не были затратными, но могли бы добавить какие-то штрихи к образам гвардейцев и мушкетеров. Например, дать кому-то повод для личной вражды. Тот же Портос, который, грубо говоря, двинул кулаком гвардейцу – просто так, походя, чтобы не стоял на дороге. И тут уже появляется стремление взять реванш. Гвардейцы – достойные соперники.
- Логично, но фанаты книги Дюма сразу скажут вам, что причина для вражды была, и основательная. Гвардейцы поддерживали кардинала, мушкетеры – короля. Такое политическое противостояние двух полков.
- Вот как! То есть мушкетеры – такое КГБ?
- Скорее, гвардейцы. Это по их части.
- Еще я предлагал перед каждой засадой ввести эпизоды, из которых было бы понятно, что на мушкетеров не просто так налетают. За ними постоянно следят, и нападают тогда, когда считают нужным. Вот, кстати, про трусость. Веня был храбрым, Мишка тоже, да и Игорь… он быстро привык к лошадям, все делал четко. А как раз во время одного из эпизодов мушкетеры должны были миновать засаду: гвардейцы засели на дереве и прыгают вниз. Но промахиваются. Мушкетеры следуют дальше, гвардейцы раздосадованы. Один дубль – насмарку. Второй – так же. Мушкетеры скачут, а каскадеры так и не сумели прыгнуть. Честно признались: «Коля, но страшно же!». Я после этого обоих выгнал. Трусы мне не нужны. Считаю, что трусость – один из самых главных и страшных человеческих недостатков…
- Хилькевич не согласился на ваше предложение?
- Нет, посчитал излишним. Лень оператора и нежелание установить камеру там, где следовало бы, погубили еще один эпизод, который мог бы стать сказочно красивым. Многое можно «убить» неудачной съемкой.
- Это там же, во время дороги в Англию?
- Да, засада, где Арамис всех прикрывает. Игорь там в седле, на лошади, рассыпает удары направо и налево. Достаточно было поставить камеру в центре, а лошадь пустить по кругу. Это была бы прекрасная съемка, очень красивая. Но…
- У меня складывается ощущение, что я слышу про фильм, которого мы так и не увидели. И не увидим. Закрываю глаза, пытаюсь представить – ах!
- Девочки, я и рассказываю про фильм, которого вы не увидели. Который должен был бы быть, если бы… То, что получилось – это кино из брака.
- Что еще вы изменили бы?
- Многое… Вот костюмы, например. Я еще на «Ленфильме» подошел к Татьяне Острогорской, которая была художником по костюмам. Попросил ее сделать резиновые накаты на сапогах. Мало ли в каких условиях придется драться. Она пообещала. Но когда Старыгин на лестнице полетел на ступеньки – я на подошвы его сапог посмотрел. Наката не было… И вот еще сцена, где мушкетеры перед боем в Дешо пальцами так делают (Н.В.показывает)… это Хил такой жест придумал. Полынников руки снимает крупным планом. А перчатки у мушкетеров из дерьмовейшего дермантина. Я к Тане: «Что ты делаешь?! Они же дворяне, не дворовая шпана! Ну, давай купим им чешские перчатки!». Она мне: «Не учи меня жить, не лезь в чужие дела!». А плащ у Портоса в той сцене! Это же позор! Первый фильм – бедность ужасная. Вот во втором фильме у них были костюмы так костюмы…
- Зато у них там оружие украли. Пришлось фехтовать на плохих шпагах.
- Они и здесь фехтовали непонятно чем. Это, кстати, заслуга Балона. Я ставил шпажное, «широкое» фехтование. Шпага – оружие скорее рубящее, чем колющее. Вот Боярский во время сцены прорыва в Лувр с подвесками именно так фехтует. Как мы отрабатывали. Но в какой-то момент Балон велел заменить шпаги на рапиры. Старыгин в сцене засады в лесу фехтует рапирой – а удары шпажные! Ну, Балон – отдельная тема.
- Понимаю – наболело…
- Да дело даже не в том, что наболело или нет. Понимаете, человек – спортсмен. А я – каскадер. Это две совершенно разных профессии. Спортсмен всегда нацелен на результат, он действует на поражение соперника. А каскадер – напротив. Он обязан ударить, но так, чтобы не попасть. Красиво, эффектно. Но мимо. На каскадеров специально учат, спортсменам это сложно. Это психика, рефлекс, доведенный до автоматизма. Еще Павлов вывел все эти особенности. Рефлекс очень трудно, почти невозможно преломить. Вот Володя и засадил Боярскому в рот клинком. Он и позже, на «Гардемаринах», Жигунову едва глаз не выбил. Если мне говорить о том, о чем я действительно сожалею, так скажу: о том, что Балона и Ходюшина выпустил из-под контроля. В итоге в титрах видим крупным текстом: фехтование – Владимир Балон, конные трюки и драки – Анатолий Ходюшин. И третьим: драки - Николай Ващилин. Помилуйте! Фехтование – это не трюк! Не было в советском кино такого трюка! Уровень опасности – разный, и тебе за это платят. Были – драки с оружием. С самым разным оружием. Есть же этика авторского права! Эти двое ни за что не отвечали, ответственность была на мне. Если бы что-то случилось, то спросили бы с меня. И за травму Мишки, и за то, как Веня с коня упал на всем скаку… Если бы не замяли по обоюдному согласию. Кстати, Балон проткнул Боярского уже без меня. Повторяюсь: все эти безумные сцены в Лувре на балу, бой на винтовой лестнице, беготню по перилам они снимали уже в мое отсутствие. Теперь вы понимаете? Я бы за все ответил – головой. Они же из себя постановщиков трюков изображали. Уж если начистоту, то никто не сделал бы Балона постановщиком трюков. И Ходюшина никто не сделал бы. Нужно было соответствовать целому ряду требований: высшее образование, спортивная подготовка, опыт… Наконец, была еще характеристика. Хорошим человеком нужно было быть. Надежным. Меня в тот момент надежным считали. Я уже много лет в кино работал. Чтобы с каскадером маститые режиссеры за руку здоровались? Со мной – да, здоровались. Я с Козинцевым работал, с Бондарчуком… А три сцены, которые делал именно Балон - это наглядное пособие по кретинизму с точки зрения фехтования.
- Что за сцены?
- Про Лувр уже говорил. Вторая сцена – поединок д`Артаньяна и Жюссака в Дешо. Все, начиная с того момента, когда они убегают в другой двор. Третья сцена…
- Бой на берегу, да?
- Да, бой на берегу. Хотелось сделать что-то в стиле английской постановки с Йорком.
- Этот бой очень напоминает по своей хореографии и по самой постановке сцену из фильма с Джином Келли. Там тоже берег, рыбацкие сети…
- Я смотрел фильм с Келли, но когда мы ту сцену делали, вообще не вспомнил, что там есть такой эпизод. Как раз накануне мы на съемках «Сибириады» ставили драку на берегу, где герой Соломина противостоит своим врагам. И я сказал ребятам, что можно нечто подобное изобразить у нас. Сетка и запутавшийся в ней противник – это эффектно. В тот день они уехали в Ильичевск снимать на берегу, я приехал позже. Думал, что они за пару часов все снимут. Приезжаю – съемка все еще продолжается. Они, понимаете ли, продолжение придумали! Это Балон должен был в сетке запутаться, Боярский – убежать. И все! А они наверху пофехтовали, затем Мишка в сети барахтался, зачем-то на мокрые камни полезли… Хил их поддержал, я решил не вмешиваться. В итоге сцена вышла слишком затянутая для такого фильма…
- Давайте еще чуть-чуть поговорим про фехтование. У нас на форуме собрался народ пристрастный, дотошный. Многие сочиняют сами в жанре фанфикшен, тоже придумывают драки, дают описания каких-то приемов… Вот драка у Дешо – кто как дерется в смысле принадлежности к школе?
- Я реализовывал итальянскую школу фехтования на шпагах у гвардецев кардинала и французскую - на рапирах - у мушкетёров. Но только, чтобы заявить стиль. Сама же драка четырех против восьми была построена на широкой географии, прятках, подножках, бросании подушек и прочей смешной чепухи вроде метания рапиры Портосом и полета с крыши гвардейца. «Взаправдышное», к тому же рапирное фехтование Балона с Боярским, да еще с вкраплением ударов под зад и метанием ножа выглядело удручающе.
- Портос не мог метнуть шпагу в противника?
- Мог. Мне мои учителя постоянно повторяли, что в кино возможно все, но в жизни часто случается то, что киношники даже придумать не могут. Это, знаете, из того же разряда, что и драки в фильме «Остров сокровищ».
- Где Федя Стуков главную роль играет, и Олег Борисов…
- Да, там. Так вот, там мы придумали: пусть будет то, чего не может быть. Вроде как мальчику все снится. Все эти геройства… Вот и с Портосом то же самое. Хороший эпизод вышел: Портос кидает шпагу, гвардеец, схватившись за живот, летит вниз, а проходящий мимо Арамис делает жест одобрения. Это штрих к их отношениям, а насколько все реально – уже неважно.
- Под конец съемок мушкетеры уже уверенно держали в руках оружие?
- Да. Вот «Красная голубятня», там потрясающе фехтует Атос. Видно как оператор безграмотно его снимает, но даже Полынников не смог испортить схватку Атоса с гвардейцем и бросок гвардейца в камин, посредством захвата гарды и разворота. И в начале съемок у них успехи были. На рабочих материалах в Дешо есть важный фрагмент, который зарезали в фильме - как Атос отступает за памятник к лестнице, отбиваясь от гвардейцев. Я поставил Вене отличное фехтование у памятника, но Хил не взял этот секундный кусочек и разрушил сцену погони за Атосом.
- Если выставлять оценки за фехтование, сколько бы получил Атос – Смехов?
- Четыре с плюсом. Вене не хватило мощности в движении. Как я уже говорил, пластический рисунок характера Атоса подбирался исходя из фехтовальной подготовки актера - скупо и «немногословно». Один точный удар и… все. Если бы вы знали, что такое держать в руках боевую шпагу и драться ею в толпе прыгающих людей! Это кошмар. Вот эти драки в трактирах... Если сегодня в ресторане пацанам дать такие шпаги и попросить понарошку подраться три против пяти - гора трупов будет после первого движения. Наши мушкетёры в этом деле - герои. Я не преувеличиваю. Могу сказать, что Смехов был в худшем положении, чем остальные, он редко приезжал на съемки. Вене в пару я подобрал фейхтмастера Иосифа Кринского, моего коллегу из ЛГИТМИКа. У Миши основным партнером был Балон. Наличие таких партнёров помогает актёру сделать красивые вещи. Это очень важно. Бывает что партнер портит все, может и убить. Такое бывало. Как я уже говорил, Веня, по моему замыслу должен быть сдержан в движениях, не махать экспансивно шпагой налево и направо, как Боярский.
- Вениамин Борисович в одной из телепередач рассказывал, что ему на съемках задели шпагой глаз.
- Не знаю. Если это и произошло, то без меня. Могу примерно представить, при каких обстоятельствах такое оказалось возможно: в кабачке, где они дерутся вдвоем с Мишей во время поездки за подвесками. Засаду на Веню я придумал и заранее отрепетировал рисунок фехтования Атоса в Питере с его партнерами. Его визави Кринский рассказывал мне, как они без меня воплощали мой замысел и просили Балона придти на площадку помочь, поскольку я уехал, а Вене неожиданно дали дни для съемок и было решено отрепетированное снять. Веня фехтует там замечательно, и даже с дагой, что было задумано, чтобы облегчить ему рисунок. Защищаться двумя руками проще, чем одной. Мне уже задавали раньше этот вопрос, поэтому я специально пересмотрел эту сцену - шпаги у гвардейцев строго в пол. В лицо ему никто не тычет. Но это так мгновенно и так непредсказуемо - движение клинка. Преступлением с моей стороны было согласиться работать с таким оружием. Я рассчитывал и реализовал одиночные уколы и удары в низ, с переходом ко второму удару кулаком или гардой. Или подушкой, или посудой. Не знаю, где Смехов травмировался. Но шансов было много, ведь репетиции через месяц прекратились вообще.
- А конная история с падением Смехова – это при вас было?
- Это – при мне. Дело в том, что по меркам 1978 года коневоз был очень дорогим транспортом. Одну, две лошади перевезти – еще не такая проблема. Но больше… Мы заранее присмотрели дорогу, по которой могла ровно ехать съемочная машина, вдоль тянулась обочина, пригодная для скачки на лошадях. Пейзаж вокруг сильно напоминал просторы Северной Франции. Местечко это было километрах в пятидесяти от Львова, на перевозке лошадей решили сэкономить, взяли местных. Про это я говорил тоже: нам не приходилось выбирать. Что дадут, на том и работаешь. Как раз Смехову не повезло. Спокойный, добродушный, уже испытанный им Воск остался во Львове. Местные же кони были такие чертяки… Днем мы с Ходюшиным на них сели в костюмах мушкетеров, и лошади испугались. У нас еще шпоры были огромные, со звездочками… Словом, лошади кинулись в лес, буквально содрали нас о деревья и убежали. Их долго искали, нашли в родной конюшне и насильно привели назад на съемочную площадку. Это было днем. К вечеру приехали актеры. Мише Боярскому привезли его Хаскана, а Вене подвели того зверя, который ссадил меня днем. Я поделился с Хильевичем своими опасениями, но он их отверг, оправдывая риск необходимостью снять крупные планы скачущих мушкетеров. Оставалось снять только проскачку д`Артаньяна и Атоса вдоль дороги на хорошем галопе. Мотор, камера – лошади понеслись вперед. Боярский чувствовал себя совершенно комфортно, а Смехову было тяжко, он подпрыгивал над седлом и приземлялся, когда лошади под ним уже не было. Держался он только за повод, от чего его лошадь несла, закусив удила. И вдруг на пути мушкетеров - огромная яма. Миша мягко повернул, а Смехов еще крепче вцепился в повод, осадив коня на задние ноги и потеряв контакт с поводом. Конь рванул из под Вени, оставив его искать землю. Веня ее и нашел – ударился он при этом опасно, сильно, и хорошо, что дело обошлось без серьезных последствий. Но скакать верхом больше не обещал. К счастью, крупные планы скачущих мушкетеров были отсняты чуть раньше. В финале второй серии Атос снят как раз на той, другой лошади.
- И, наконец, самое больное: откуда пошел этот поток лжи, в котором оказались замешаны едва ли не все исполнители главных ролей, сам режиссер, ваши помощники? Почему вся страна до сих пор считает, что трюки ставил Владимир Балон?
- Мне обидно и горько об этом думать. Потому что все документы и договора, доказывающие мои права, у меня на руках. Но это не будешь рассказывать моим внукам, потому что для них прав телевизор, а дедушка врет… Вранье началось не сразу. Примерно года с 1992-го. Врать стали все, и до того доврались, что сами поверили: так оно и было. Я ничего не говорю про «Двадцать лет спустя». Я к этому фильму не имею никакого отношения. Ситуация сложилась некрасивая, но показательная. Скажем так: есть люди, на стороне которых сила и власть. Есть те, кто честно делает свое дело, и оказывается неправым. Первым противостоять сложно. Но если вы играли мушкетеров, если у вас «Один за всех и все за одного», а не «все на одного» - признайте, что все было иначе. Иначе все слова о дружбе и порядочности останутся только словами.
- Но ведь, насколько мне известно, Георгий Юнгвальд-Хилькевич нашел в себе силы признать, что вы правы.
- Да, и это – бальзам на раны.
Ващилин ставит запись телефонного звонка. Разговор между режиссером и постановщиком трюков в «Трех мушкетерах» идет на вполне дружественной волне, и Юнгвальд-Хилькевич действительно говорит открытым текстом, что трюки в «Трех мушкетерах» ставил Николай Ващилин, а Владимир Балон делал это в «Двадцать лет спустя».
Пожалуй, это все, о чем хотелось написать. Разумеется, для форумного варианта интервью я выбирала именно то, что всем нам следовало бы знать. Несколько вопросов были заданы только для «внутреннего употребления». Вряд ли широкому читателю будет интересно читать про шпажное и рапирное фехтование, про то, как в рисунке боя раскрывается характер персонажей.
(с) Ю. Лаврушина
С любезного разрешения журналиста взявшего это интервью , публикую его у себя в журнале, поскольку думаю, что многим эта тема будет интересна, ведь речь пойдет о многими любимом фильме " Три мушкетера" .
В случае перепоста, авторство указывать обязательно!
Интервтю это с постановщиком трюков в фильме " Д'Артаньян и три мушкетера" Николем Николаевичем Ващилиным. Взяла его Юлия Лаврушина.
"Вы смотрите совсем не тот фильм, который лично мне хотелось бы снять".
- Я не читал "Трех мушкетеров"!
Видимо, лица у нас были совершенно обалдевшие, поскольку Николай Ващилин тут же поспешил уточнить:
- Ну, читал, конечно. Это было классе в шестом, лет в двенадцать. Мне не понравилось. Казалось, что все слишком затянуто, книга толстая. Я же люблю короткие рассказы. Но прочитать было необходимо: мы во дворах, разумеется, играли в "мушкетеров". "Проник" в сюжет я намного позже, когда посмотрел фильм с Милен Демонжо в роли миледи. Какая потрясающая женщина!
- Николай Николаевич, когда вы готовились к съемкам - смотрели западные экранизации?
- А вы как думаете?
- Смотрели...
- Смотрел, разумеется. И ту, которая еще немая, начала 20-х, с Фербенксом. Скажу честно: мне хотелось поставить что-то в духе английского фильма, где снимался Майкл Йорк. Это по эстетике больше всего подходило к задумке. Мы с Юрой (Г.Э. Юнгвальд-Хилькевичем) сразу решили, что никакой крови в кадре не будет. Такие красивые опереточные драки с эффектными ударами. Беда в том, что почти вся съемочная группа пришла на площадку с настроением: "А, Одесская киностудия, снимаем несерьезный фильм, халтура!". Потому вы смотрите совсем не тот фильм, который лично мне хотелось бы снять. К сожалению...
читать дальше- Дело упиралось в деньги?
- В отношения. Между людьми и людей - к профессии. Тот же Полынников... сколько сцен он загубил тем, что просто снимал не с той точки.
- Вот цитата из книги В.Смехова "Когда я был Атосом" - прямая речь А.Полынникова: "Дюму этого не дочитал, от книги не в восторге, в шуме не участвую, гляжу себе в глазок камеры и снимаю".
- Снимать можно по-разному. Например, сцена драки в трактире "Красная голубятня". Помните момент, когда Атос швыряет в гвардейцев полку, а затем пьет из кувшина? С той точки, которая была выбрана для съемки, видно, что на моих ребят, то есть на гвардейцев, летит конструкция без задней стенки. Ничего интересного и эффектного. А если бы снимали через полку, как бы подглядывая от стены, то было бы видно, как с полок летит всякая кухонная утварь, тарелки там, кувшины, стаканы... Или вот сцена, которая должна была стать центральной в этой эпизоде. Д`Артаньян спешит на помощь к Атосу и пролетает через все помещение на люстре. Люстру специально заказывали, ее делали несколько месяцев, подвешивали к потолку павильона с помощью цепей. Если бы съемка велась снизу, то был бы шикарный пролет Боярского - Голливуд бы позавидовал. А камеру установили сверху! И весь эффект свелся к минимуму. Там даже непонятно, почему и куда нужно было лететь на люстре.
- А куда?
- А вы видели, что там Атос на лестнице обороняется один против четверых?
- ГДЕ?!
- На лестнице. На него наседают гвардейцы, ему действительно срочно нужна помощь. Там у Атоса - Смехова, пожалуй, самый сильный эпизод в плане фехтования. И камера опять же это должна была четко показать...
- Давайте поговорим, с чего начиналась подготовка к съемкам.
- Когда Хилькевич принес сценарий Розовского, там не было драк и погонь. Вообще. Ни единой. Все это было вписано в сценарий моей рукой. Но чтобы вписать, нужно было придумать. Потому что каждый трюк имел свою степень сложности и свою стоимость. Под стоимость составлялась смета, ее нужно было утвердить. Нам дали 28 тысяч рублей. Я, как постановщик трюков, сидел и три месяца придумывал. На самом деле это самое трудное – сидеть и придумывать. В тот момент я вел программу трюковой подготовки в Ленинградском институте театра, музыки и кино. У нас была конная база под Сестрорецком и спортивный зал на улице Опочинина. И вот там, в зале, все придуманное отрабатывалось. Это уже совсем другой эффект дает: живые фигуры, в динамике. Что-то утверждалось, что-то переделывалось. Ближе к началу съемок я дал объявления в разных спортивных обществах. В основном, конечно, в тех, к которым сам имел отношение – «Труд», «Динамо». Отсмотрел человек двести, выбрал тех, кто поедет на съемки. Сразу скажу, что меня привлекло в этой работе. Это не профессиональный интерес – для профессионального у меня в тот же момент была «Сибириада» Кончаловского, где было где развернуться и реально что-то интересное придумать. Там нефтяные вышки горят, трактора падают с обрыва, на берегу реки – драка с огнем. Уж не буду скрывать, на «Мушкетеров» согласился в первую очередь из-за денег. Материал меня мало грел. Он был наработан. Потому что мы регулярно с моими учениками выезжали куда-нибудь в Пушкин, там некоторое время отрабатывали трюки с лошадьми, затем – с оружием, и в конце занятия нужно было дать ребятам какое-то творческое задание. Не просто оружием помахать, а со смыслом. Для меня как для педагога было важно отработать схему. «Давайте сделаем драку из…» - и там уже тысяча вариантов. Во что можно играть со шпагами в руках? Правильно, в мушкетеров. Вот мы и играли… Ну, и был интерес совершенно не материальный. Хотелось оставить своим детям то, что они будут сами пересматривать многократно.
- 28 тысяч рублей – это много по ценам того времени?
- Судите сами. Самый сложный трюк стоил 50 рублей. И выполнять его мог один человек один раз в день. Считалось, что больше повторять опасно. Какие-то трюки выполняли только мы с Ходюшиным, и тогда в день можно было снять не более двух дублей.
- Если я правильно поняла, то поначалу работали над сценами боев совсем другие люди, не актеры?
- Актеров я увидел где-то за неделю до съемок. И, честно говоря, представлял только Старыгина, который был безумно популярен после «Адъютанта его превосходительства». Кое-как припомнил Смирнитского. Смехова вообще не знал, Веня – он же москвич, театральный актер, мы не пересекались с ним до этого.
- А Боярский? Все – москвичи, но этот – питерский, рядом, в одном городе…
- Так я с Мишей и занимался три месяца до съемок! Трижды в неделю мы с ним встречались ни свет ни заря на Финляндском вокзале, садились на семичасовую электричку, совершенно пустую, и ехали в Дубки, на нашу конную базу. Моя помощница Валя Зубанова учила Мишку ездить верхом. Минут тридцать они занимались основами, а затем мы ехали в парк. И я просил Боярского повторить то, что они прошли. На обратном пути к электричке мы фехтовали. Поначалу даже не на палках, а с веревками. Толстые такие, вроде канатов. Это здорово помогает правильно поставить ноги. Миша был подготовлен лучше всех остальных.
Герой рассказа - в образе гвардейца.
Больше фотографий из личного архива Николая Николаевича можно увидть тут.
- С остальными было трудно?
- Нет. Как раз я хочу сказать, что все ответственно подходили к поставленной перед ними задаче. Когда я планировал сцены боев, то пытался представить себе характер каждого персонажа. Атос не наносит ни одного удара. Но удары противников проходят мимо него. Это можно сравнить с тем, как знаменитый боксер Мохаммед Али действовал на ринге. Он буквально доводил до бешенства своих соперников тем, что его невозможно было достать. Ему наносят блистательный удар, а он за мгновение до этого отклоняется. Вот и Атос – отклоняется, держит противника на дистанции. Во время той же сцены драки в «Красной голубятне» он единственный, кому, по большому счету, наплевать на эту драку. Он спокоен. Он чувствует ритм, в котором действуют соперники, и позволяет себе паузы. Может сделать движение, и тут же отвлечься на то, чтобы выпить из кувшина глоток молока… Арамис –такой подвижный драчун, намеренно создает вокруг себя суету, тоже пользуется дистанцией, но иначе, чем Атос. Это так: обмануть соперника и нанести ему неожиданный удар. А Портос – неадекватный парень, неизвестно, что у него может оказаться в арсенале. Вот как раз пример того, что не удалось снять как следует. В эпизоде с засадой на мушкетеров под Портосом должны были убить лошадь. И я задумал так: Портос падает с лошади, но оказывается на ногах и выхватывает из-за пояса два пистолета. Гвардейцы, которых человек двадцать, поневоле останавливаются: противник не только не вышел из строя, но еще оказался вооружен огнестрельным оружием. А у них нет выстрелов в запасе, они уже разрядили мушкеты. На деле же вышло, что первый дубль делал Ходюшин. Он неудачно сделал подсечку, лошадь упала, но и он не сумел удержаться на ногах. Встал на колени. Естественно, что сцена не получилась – видно, что гвардейцы почему-то остановились и сами ждут, когда на них нападут. Второй дубль в тот же день делал я сам. И у меня тоже не получилось. Я сразу оказался на ногах, но лошадь просто опустилась на колени и начала подниматься. Это было видно в кадре. Еще один просчет оператора – сцену можно было снять иначе. Так снимают во всем мире. Лошадь в момент падения как бы исчезает из кадра, остается только человек.. Получилось так, что пересъемка была невозможна, в тот день мы использовали обе попытки. В итоге в фильм вошел первый дубль.
- Постоянно приходится слышать удалые рассказы о том, что актеры приходили на съемочную площадку подвыпившими…
- Пьянки начались примерно месяца через полтора после начала съемок. А поначалу никто не пил. Мы ездили заниматься на конную базу. С нами была и Маргарита Терехова – она с удовольствием сидела на лошади. Вообще мушкетеры приходили на репетиции в костюмах, очень серьезно относились к делу. Уже снимали сцены в Менге, а рядом, буквально за стеной, мы репетировали драку в Дешо. Я показывал схему. Говорил: «Вот здесь один противник, вот здесь – другой. Как будешь двигаться?». Они выбирали удобное положение для себя, я смотрел и тоже выбирал. Мы вот так сидели несколько дней, часа по четыре, сначала проговаривали, затем повторяли в движении. Раз по пять-шесть. Больше не получалось. Смотрю: дыхание стало тяжелым, весь лоб потный. В таком состоянии человек способен совершить ошибку, а мне это вовсе было не нужно. Как раз наоборот. Я же отвечал за их безопасность, за то, чтобы никаких травм…
- Но Боярский травмировался, Смехова сбросила лошадь…
- Боярского проткнул Балон! Это была уже их самодеятельность в сцене прорыва в Лувр. На самом деле по первоначальной задумке все ограничивалось фехтованием Боярского у стены. Там, где он пугает целующуюся парочку. И все. Никакого шума. Человек проник в Лувр, привез подвески.
- Так в книге тоже никакого шума! Там д`Артаньян вообще приезжает в Париж за сутки до бала, королева надевает подвески как ни в чем ни бывало.
- Вот! Все эти дела снимали уже без меня. У меня контракт заканчивался 1 августа, через два дня я уже должен был быть на «Сибириаде» и подрывать нефтяную вышку. Хилькевич мне сказал: «Поезжай, для сцен у Ла-Рошели ты не нужен, справимся». Съемки уже заканчивались… А Балон придумал все эти пробежки по перилам лестницы… Ненужный риск. Вы представьте себе, что было бы, если бы Боярский сорвался… Там мрамор, высота… Отвечал бы за все я.
- То есть не должно было быть ни драки на винтовой лестнице, ни драки в зале, где идет бал?
- Не должно! С моей точки зрения, это просто идиотизм. Но раз режиссер позволил и все это вошло в фильм… Что до лошадей, то там отдельная тема. К сожалению, в нашем кино вообще не понимают, как нужно работать с лошадьми. Какое бы слово подобрать... мерзопакостно относятся! Животное должно вести себя адекватно. А Боярский, например, в самом начале фильма сел на такую сельскую конягу, которая привыкла таскать телегу. Мишка уже привык работать с обученным лошадьми. Здесь же… какие шенкеля? Он ее в гору с трудом заставил идти, плеткой бил. Я пришел в ужас, а Хилькевичу это понравилось. Такой неуклюжий деревенский увалень на строптивой кляче. Согласен – кляча и должна быть, но у всего есть свой предел. То, что вошло в фильм, непрофессионально! Мне стыдно за такие эпизоды!
- За что не стыдно?
- За драку у Дешо до того момента, когда Жюссак начинает фехтовать один на один с д`Артаньяном. Мы с Хилькевичем сели и стали думать, когда готовили эту сцену. Вот сидят старушки-монахини. Что они делают? Подушки пером набивают! И я хотел, чтобы весь эпизод был буквально окутан этими перьями, чтобы пух летал в каждом кадре!
- А откуда появилась идея о том, как д`Артаньян сбивает гвардейца со стены подушкой?
- Оттуда и появилась. Изначально планировали показать, что мушкетеры помогают друг другу. Поединок один на один у каждого, четыре фехтующих пары. Но каждый держит в поле зрения остальных и готов поспешить на выручку.
- Стоило ли загонять Смехова-Атоса на стену? Там же было высоко…
- Высоко. Но стоять можно было относительно безопасно. К тому же это было нужно сделать. Дело в том, что верхние точки всегда выгодны и удобны для съемки. Это первая причина. Вторая – Веня был не готов фехтовать. Высота же позволяла объяснить его скованность. К тому же зритель уже знал, что Атос ранен накануне, ему тяжело вести активный бой, размахивать шпагой. Вот тут мы и придумали завязку их дружбы: д`Артаньян сбивает гвардейца, который готов напасть на Атоса. Смехов – большой молодец, как и все они. Те, кто критикует, пусть попробовали бы сами. Это страшно. Реально страшно. Человек – театральный актер. У него график, он прилетает во Львов, и тут его просят подняться на пятиметровую высоту, и не просто там постоять смирно, а фехтовать. Это же не тренировочный бой, это съемка. После команды «Мотор!» совсем другое мышление включается, человек невольно зажимается. Хорошо, они все – профессионалы, привыкли к камерам. Но актер вошел в образ, тут можно забыть про опасность. Лишнее неловкое движение в другую сторону – и… Веня рисковал, за что ему огромное мое уважение. Как ребята работали – за это должна быть награда. Я считал и считаю, что не напрасно бегал и выбивал им деньги за каждый трюк. Работа такая у актеров. У меня Юрий Соломин прыгал между вагонами, поезд шел со скоростью 60 километров в час. Конечно, была натянута сетка, но… Понимаете, они сознательно идут на риск…
- А во время боя на стене страховка была?
- Какая страховка… песок был внизу рассыпан. Целая машина. И - все. Внутренний дворик попадал в кадр. Даже маты не подложить. Вот в сцене, когда Боярский прыгает из окна "Красной голубятни", он сигал на маты. Такие, для прыгунов в высоту.
Вы в сцене у Дешо просто стояли рядом с актерами и направляли их действия?
- Нет, разумеется! Я был на площадке как действующее лицо. Мне там от Старыгина дважды «попало». Я получаю решеткой, а в самом финале сцены Игорь отправляет меня лежать на перьях. Помните?
- Еще бы не помнить! Это же такая шикарная точка всего эпизода! Вы упомянули, что Смехов был не слишком готов фехтовать, но и Старыгин…
- Если вы вспомните всю сцену, то Арамис там наносит буквально один удар. Но так, что у зрителя складывается впечатление: это – мастер фехтования. Все остальное время он дерется чем угодно, кроме шпаги. Кстати, когда мы снимали эпизод, где Арамис подстерегает гвардейцев на лестнице, тоже случилась неприятность. Игорь не просто подставил подножку – он, увлекшись, сам выскочил на лестницу. На его сапогах не было резинового наката – он поскользнулся и сильно ударился… Изначально задумывалось, что гвардейцы, споткнувшись, скользят на животах по полу и слетают с лестницы, пересчитав мордами все ступеньки. Это риск, но для профессионала, для каскадера, который имеет хорошую гимнастическую подготовку, там ничего особенно сложного нет. Под живот подкладывается доска, на которой ты скользишь как на санках, а в момент спуска по лестнице нужно прогнуться «рыбкой», чтобы не получить удар по подбородку. Я специально приглашал знакомых из Ленинграда, но они рисковать не захотели. В итоге мы видим, как гвардеец после подножки почему-то подпрыгивает вверх и летит вниз не на животе…
- Каждый раз, когда пересматриваю фильм, от души хохочу в том моменте, когда Портос сталкивает лбами своих противников.
- Это из моей личной практики единоборств. Вот гвардейцы на нем вдвоем виснут и вроде бы побеждают, но ситуация меняется за одну секунду. Портос просто направляет их движения в направлении, которое необходимо ему. Сила инерции все довершает сама.
- Значит, в смысле фехтования у Арамиса ключевая сцена – это Дешо?
- Да. А для Атоса – «Красная голубятня». Вот там удалось показать то самое «чувство дистанции», о котором мы говорили. Вообще во всей этой истории отношений мушкетеров и гвардейцев, на мой взгляд, сильно не хватает какого-то сюжетного наполнения. Гвардейцы безлики. Я только Балону дал поактерствовать. Жюссак имеет имя и характер. Только не всегда Володя делал то, что требовали. Как раз наоборот. Продолжение сцены у Дешо – бой д`Артаньяна и Жюссака – это была его инициатива. Хилькевич вошел в раж, сам бросал кинжал и попал с первого дубля в цель. Меня никто и слушать не захотел, хотя я был против всего этого эпизода. Жюссак – дворянин, француз, а носить кинжал в голенище сапога и кидать его как нож – это уже какая-то уголовщина, согласитесь. Я предлагал Хилькевичу какие-то маленькие эпизоды, которые не были затратными, но могли бы добавить какие-то штрихи к образам гвардейцев и мушкетеров. Например, дать кому-то повод для личной вражды. Тот же Портос, который, грубо говоря, двинул кулаком гвардейцу – просто так, походя, чтобы не стоял на дороге. И тут уже появляется стремление взять реванш. Гвардейцы – достойные соперники.
- Логично, но фанаты книги Дюма сразу скажут вам, что причина для вражды была, и основательная. Гвардейцы поддерживали кардинала, мушкетеры – короля. Такое политическое противостояние двух полков.
- Вот как! То есть мушкетеры – такое КГБ?
- Скорее, гвардейцы. Это по их части.
- Еще я предлагал перед каждой засадой ввести эпизоды, из которых было бы понятно, что на мушкетеров не просто так налетают. За ними постоянно следят, и нападают тогда, когда считают нужным. Вот, кстати, про трусость. Веня был храбрым, Мишка тоже, да и Игорь… он быстро привык к лошадям, все делал четко. А как раз во время одного из эпизодов мушкетеры должны были миновать засаду: гвардейцы засели на дереве и прыгают вниз. Но промахиваются. Мушкетеры следуют дальше, гвардейцы раздосадованы. Один дубль – насмарку. Второй – так же. Мушкетеры скачут, а каскадеры так и не сумели прыгнуть. Честно признались: «Коля, но страшно же!». Я после этого обоих выгнал. Трусы мне не нужны. Считаю, что трусость – один из самых главных и страшных человеческих недостатков…
- Хилькевич не согласился на ваше предложение?
- Нет, посчитал излишним. Лень оператора и нежелание установить камеру там, где следовало бы, погубили еще один эпизод, который мог бы стать сказочно красивым. Многое можно «убить» неудачной съемкой.
- Это там же, во время дороги в Англию?
- Да, засада, где Арамис всех прикрывает. Игорь там в седле, на лошади, рассыпает удары направо и налево. Достаточно было поставить камеру в центре, а лошадь пустить по кругу. Это была бы прекрасная съемка, очень красивая. Но…
- У меня складывается ощущение, что я слышу про фильм, которого мы так и не увидели. И не увидим. Закрываю глаза, пытаюсь представить – ах!
- Девочки, я и рассказываю про фильм, которого вы не увидели. Который должен был бы быть, если бы… То, что получилось – это кино из брака.
- Что еще вы изменили бы?
- Многое… Вот костюмы, например. Я еще на «Ленфильме» подошел к Татьяне Острогорской, которая была художником по костюмам. Попросил ее сделать резиновые накаты на сапогах. Мало ли в каких условиях придется драться. Она пообещала. Но когда Старыгин на лестнице полетел на ступеньки – я на подошвы его сапог посмотрел. Наката не было… И вот еще сцена, где мушкетеры перед боем в Дешо пальцами так делают (Н.В.показывает)… это Хил такой жест придумал. Полынников руки снимает крупным планом. А перчатки у мушкетеров из дерьмовейшего дермантина. Я к Тане: «Что ты делаешь?! Они же дворяне, не дворовая шпана! Ну, давай купим им чешские перчатки!». Она мне: «Не учи меня жить, не лезь в чужие дела!». А плащ у Портоса в той сцене! Это же позор! Первый фильм – бедность ужасная. Вот во втором фильме у них были костюмы так костюмы…
- Зато у них там оружие украли. Пришлось фехтовать на плохих шпагах.
- Они и здесь фехтовали непонятно чем. Это, кстати, заслуга Балона. Я ставил шпажное, «широкое» фехтование. Шпага – оружие скорее рубящее, чем колющее. Вот Боярский во время сцены прорыва в Лувр с подвесками именно так фехтует. Как мы отрабатывали. Но в какой-то момент Балон велел заменить шпаги на рапиры. Старыгин в сцене засады в лесу фехтует рапирой – а удары шпажные! Ну, Балон – отдельная тема.
- Понимаю – наболело…
- Да дело даже не в том, что наболело или нет. Понимаете, человек – спортсмен. А я – каскадер. Это две совершенно разных профессии. Спортсмен всегда нацелен на результат, он действует на поражение соперника. А каскадер – напротив. Он обязан ударить, но так, чтобы не попасть. Красиво, эффектно. Но мимо. На каскадеров специально учат, спортсменам это сложно. Это психика, рефлекс, доведенный до автоматизма. Еще Павлов вывел все эти особенности. Рефлекс очень трудно, почти невозможно преломить. Вот Володя и засадил Боярскому в рот клинком. Он и позже, на «Гардемаринах», Жигунову едва глаз не выбил. Если мне говорить о том, о чем я действительно сожалею, так скажу: о том, что Балона и Ходюшина выпустил из-под контроля. В итоге в титрах видим крупным текстом: фехтование – Владимир Балон, конные трюки и драки – Анатолий Ходюшин. И третьим: драки - Николай Ващилин. Помилуйте! Фехтование – это не трюк! Не было в советском кино такого трюка! Уровень опасности – разный, и тебе за это платят. Были – драки с оружием. С самым разным оружием. Есть же этика авторского права! Эти двое ни за что не отвечали, ответственность была на мне. Если бы что-то случилось, то спросили бы с меня. И за травму Мишки, и за то, как Веня с коня упал на всем скаку… Если бы не замяли по обоюдному согласию. Кстати, Балон проткнул Боярского уже без меня. Повторяюсь: все эти безумные сцены в Лувре на балу, бой на винтовой лестнице, беготню по перилам они снимали уже в мое отсутствие. Теперь вы понимаете? Я бы за все ответил – головой. Они же из себя постановщиков трюков изображали. Уж если начистоту, то никто не сделал бы Балона постановщиком трюков. И Ходюшина никто не сделал бы. Нужно было соответствовать целому ряду требований: высшее образование, спортивная подготовка, опыт… Наконец, была еще характеристика. Хорошим человеком нужно было быть. Надежным. Меня в тот момент надежным считали. Я уже много лет в кино работал. Чтобы с каскадером маститые режиссеры за руку здоровались? Со мной – да, здоровались. Я с Козинцевым работал, с Бондарчуком… А три сцены, которые делал именно Балон - это наглядное пособие по кретинизму с точки зрения фехтования.
- Что за сцены?
- Про Лувр уже говорил. Вторая сцена – поединок д`Артаньяна и Жюссака в Дешо. Все, начиная с того момента, когда они убегают в другой двор. Третья сцена…
- Бой на берегу, да?
- Да, бой на берегу. Хотелось сделать что-то в стиле английской постановки с Йорком.
- Этот бой очень напоминает по своей хореографии и по самой постановке сцену из фильма с Джином Келли. Там тоже берег, рыбацкие сети…
- Я смотрел фильм с Келли, но когда мы ту сцену делали, вообще не вспомнил, что там есть такой эпизод. Как раз накануне мы на съемках «Сибириады» ставили драку на берегу, где герой Соломина противостоит своим врагам. И я сказал ребятам, что можно нечто подобное изобразить у нас. Сетка и запутавшийся в ней противник – это эффектно. В тот день они уехали в Ильичевск снимать на берегу, я приехал позже. Думал, что они за пару часов все снимут. Приезжаю – съемка все еще продолжается. Они, понимаете ли, продолжение придумали! Это Балон должен был в сетке запутаться, Боярский – убежать. И все! А они наверху пофехтовали, затем Мишка в сети барахтался, зачем-то на мокрые камни полезли… Хил их поддержал, я решил не вмешиваться. В итоге сцена вышла слишком затянутая для такого фильма…
- Давайте еще чуть-чуть поговорим про фехтование. У нас на форуме собрался народ пристрастный, дотошный. Многие сочиняют сами в жанре фанфикшен, тоже придумывают драки, дают описания каких-то приемов… Вот драка у Дешо – кто как дерется в смысле принадлежности к школе?
- Я реализовывал итальянскую школу фехтования на шпагах у гвардецев кардинала и французскую - на рапирах - у мушкетёров. Но только, чтобы заявить стиль. Сама же драка четырех против восьми была построена на широкой географии, прятках, подножках, бросании подушек и прочей смешной чепухи вроде метания рапиры Портосом и полета с крыши гвардейца. «Взаправдышное», к тому же рапирное фехтование Балона с Боярским, да еще с вкраплением ударов под зад и метанием ножа выглядело удручающе.
- Портос не мог метнуть шпагу в противника?
- Мог. Мне мои учителя постоянно повторяли, что в кино возможно все, но в жизни часто случается то, что киношники даже придумать не могут. Это, знаете, из того же разряда, что и драки в фильме «Остров сокровищ».
- Где Федя Стуков главную роль играет, и Олег Борисов…
- Да, там. Так вот, там мы придумали: пусть будет то, чего не может быть. Вроде как мальчику все снится. Все эти геройства… Вот и с Портосом то же самое. Хороший эпизод вышел: Портос кидает шпагу, гвардеец, схватившись за живот, летит вниз, а проходящий мимо Арамис делает жест одобрения. Это штрих к их отношениям, а насколько все реально – уже неважно.
- Под конец съемок мушкетеры уже уверенно держали в руках оружие?
- Да. Вот «Красная голубятня», там потрясающе фехтует Атос. Видно как оператор безграмотно его снимает, но даже Полынников не смог испортить схватку Атоса с гвардейцем и бросок гвардейца в камин, посредством захвата гарды и разворота. И в начале съемок у них успехи были. На рабочих материалах в Дешо есть важный фрагмент, который зарезали в фильме - как Атос отступает за памятник к лестнице, отбиваясь от гвардейцев. Я поставил Вене отличное фехтование у памятника, но Хил не взял этот секундный кусочек и разрушил сцену погони за Атосом.
- Если выставлять оценки за фехтование, сколько бы получил Атос – Смехов?
- Четыре с плюсом. Вене не хватило мощности в движении. Как я уже говорил, пластический рисунок характера Атоса подбирался исходя из фехтовальной подготовки актера - скупо и «немногословно». Один точный удар и… все. Если бы вы знали, что такое держать в руках боевую шпагу и драться ею в толпе прыгающих людей! Это кошмар. Вот эти драки в трактирах... Если сегодня в ресторане пацанам дать такие шпаги и попросить понарошку подраться три против пяти - гора трупов будет после первого движения. Наши мушкетёры в этом деле - герои. Я не преувеличиваю. Могу сказать, что Смехов был в худшем положении, чем остальные, он редко приезжал на съемки. Вене в пару я подобрал фейхтмастера Иосифа Кринского, моего коллегу из ЛГИТМИКа. У Миши основным партнером был Балон. Наличие таких партнёров помогает актёру сделать красивые вещи. Это очень важно. Бывает что партнер портит все, может и убить. Такое бывало. Как я уже говорил, Веня, по моему замыслу должен быть сдержан в движениях, не махать экспансивно шпагой налево и направо, как Боярский.
- Вениамин Борисович в одной из телепередач рассказывал, что ему на съемках задели шпагой глаз.
- Не знаю. Если это и произошло, то без меня. Могу примерно представить, при каких обстоятельствах такое оказалось возможно: в кабачке, где они дерутся вдвоем с Мишей во время поездки за подвесками. Засаду на Веню я придумал и заранее отрепетировал рисунок фехтования Атоса в Питере с его партнерами. Его визави Кринский рассказывал мне, как они без меня воплощали мой замысел и просили Балона придти на площадку помочь, поскольку я уехал, а Вене неожиданно дали дни для съемок и было решено отрепетированное снять. Веня фехтует там замечательно, и даже с дагой, что было задумано, чтобы облегчить ему рисунок. Защищаться двумя руками проще, чем одной. Мне уже задавали раньше этот вопрос, поэтому я специально пересмотрел эту сцену - шпаги у гвардейцев строго в пол. В лицо ему никто не тычет. Но это так мгновенно и так непредсказуемо - движение клинка. Преступлением с моей стороны было согласиться работать с таким оружием. Я рассчитывал и реализовал одиночные уколы и удары в низ, с переходом ко второму удару кулаком или гардой. Или подушкой, или посудой. Не знаю, где Смехов травмировался. Но шансов было много, ведь репетиции через месяц прекратились вообще.
- А конная история с падением Смехова – это при вас было?
- Это – при мне. Дело в том, что по меркам 1978 года коневоз был очень дорогим транспортом. Одну, две лошади перевезти – еще не такая проблема. Но больше… Мы заранее присмотрели дорогу, по которой могла ровно ехать съемочная машина, вдоль тянулась обочина, пригодная для скачки на лошадях. Пейзаж вокруг сильно напоминал просторы Северной Франции. Местечко это было километрах в пятидесяти от Львова, на перевозке лошадей решили сэкономить, взяли местных. Про это я говорил тоже: нам не приходилось выбирать. Что дадут, на том и работаешь. Как раз Смехову не повезло. Спокойный, добродушный, уже испытанный им Воск остался во Львове. Местные же кони были такие чертяки… Днем мы с Ходюшиным на них сели в костюмах мушкетеров, и лошади испугались. У нас еще шпоры были огромные, со звездочками… Словом, лошади кинулись в лес, буквально содрали нас о деревья и убежали. Их долго искали, нашли в родной конюшне и насильно привели назад на съемочную площадку. Это было днем. К вечеру приехали актеры. Мише Боярскому привезли его Хаскана, а Вене подвели того зверя, который ссадил меня днем. Я поделился с Хильевичем своими опасениями, но он их отверг, оправдывая риск необходимостью снять крупные планы скачущих мушкетеров. Оставалось снять только проскачку д`Артаньяна и Атоса вдоль дороги на хорошем галопе. Мотор, камера – лошади понеслись вперед. Боярский чувствовал себя совершенно комфортно, а Смехову было тяжко, он подпрыгивал над седлом и приземлялся, когда лошади под ним уже не было. Держался он только за повод, от чего его лошадь несла, закусив удила. И вдруг на пути мушкетеров - огромная яма. Миша мягко повернул, а Смехов еще крепче вцепился в повод, осадив коня на задние ноги и потеряв контакт с поводом. Конь рванул из под Вени, оставив его искать землю. Веня ее и нашел – ударился он при этом опасно, сильно, и хорошо, что дело обошлось без серьезных последствий. Но скакать верхом больше не обещал. К счастью, крупные планы скачущих мушкетеров были отсняты чуть раньше. В финале второй серии Атос снят как раз на той, другой лошади.
- И, наконец, самое больное: откуда пошел этот поток лжи, в котором оказались замешаны едва ли не все исполнители главных ролей, сам режиссер, ваши помощники? Почему вся страна до сих пор считает, что трюки ставил Владимир Балон?
- Мне обидно и горько об этом думать. Потому что все документы и договора, доказывающие мои права, у меня на руках. Но это не будешь рассказывать моим внукам, потому что для них прав телевизор, а дедушка врет… Вранье началось не сразу. Примерно года с 1992-го. Врать стали все, и до того доврались, что сами поверили: так оно и было. Я ничего не говорю про «Двадцать лет спустя». Я к этому фильму не имею никакого отношения. Ситуация сложилась некрасивая, но показательная. Скажем так: есть люди, на стороне которых сила и власть. Есть те, кто честно делает свое дело, и оказывается неправым. Первым противостоять сложно. Но если вы играли мушкетеров, если у вас «Один за всех и все за одного», а не «все на одного» - признайте, что все было иначе. Иначе все слова о дружбе и порядочности останутся только словами.
- Но ведь, насколько мне известно, Георгий Юнгвальд-Хилькевич нашел в себе силы признать, что вы правы.
- Да, и это – бальзам на раны.
Ващилин ставит запись телефонного звонка. Разговор между режиссером и постановщиком трюков в «Трех мушкетерах» идет на вполне дружественной волне, и Юнгвальд-Хилькевич действительно говорит открытым текстом, что трюки в «Трех мушкетерах» ставил Николай Ващилин, а Владимир Балон делал это в «Двадцать лет спустя».
Пожалуй, это все, о чем хотелось написать. Разумеется, для форумного варианта интервью я выбирала именно то, что всем нам следовало бы знать. Несколько вопросов были заданы только для «внутреннего употребления». Вряд ли широкому читателю будет интересно читать про шпажное и рапирное фехтование, про то, как в рисунке боя раскрывается характер персонажей.
(с) Ю. Лаврушина