Я не слушаю музыку, если только иногда новогодние песни. А то, что мне нравится, я больше люблю смотреть в видеоклипах. В аудиозаписи оно меня практически не трогает. Мне нужен видеоряд (новогодние и средневековые из этого ряда выбиваются, но их я слушаю от силы пару раз в год).
После чтения одной книги запала мне в голову фраза "Бойся не любящей музыку твари". Типо от таких тварей непонятно чего можно ожидать, и не приручаются они. Ну вот я такая же тварь. Не то, чтобы совсем мне не нравится музыка, но чаще никаких эмоций я не испытываю, и желания что-то специально поставить и послушать у меня обычно не возникает. Причем как раз в депрессии ставила и слушала Рахманинова, была у меня где-то пластинка, Рахманинов в сопровождении филадельфийского оркестра.
Не какой-то конкретный жанр, будь то рэп, григорианский хорал, диско, бурановские бабки или классический джаз, а музыка как таковая. Оказывается, ответ даёт нейрофизиология.
Нейробиолог из Университета Барселоны Хосеп Марко-Паллерес выяснил, почему некоторые люди неспособны получать удовольствие от музыки, пишет Verge. Результаты исследования опубликованы в журнале Current Biology.
Большинство людей не способны даже допустить, что их любимая песня может не вызвать у кого-то вообще никакой эмоциональной реакции. Нейробиолог Марко-Паллерес провел эксперимент, доказывающий, что некоторые люди в силу самого строения их мозга физиологически не способны получать удовольствие от музыки. В их случае музыка просто не затрагивает так называемую нейронную систему поощрения, которая в ответ на определенные стимулы вырабатывает вещества-нейромедиаторы, вызывающие приятные ощущения.
читать дальше«Музыка представлена во всех человеческих культурах, начиная с доисторических времен, хотя не связана ни с какими очевидными биологическими преимуществами (такими как еда, секс и так далее) или потребительной стоимостью (такой как деньги), — говорится в аннотации исследования. — Тем не менее музыка входит в число главных источников удовольствия, и ее важная роль в нашем обществе и культуре заставляет предполагать, что способность музыки вызвать удовольствие универсальна. Однако это предположение никогда не проверялось опытным путем. В настоящей работе мы определили группу здоровых лиц без депрессии и общей ангедонии, которые, несмотря на возможность музыкального восприятия, показали пониженный эмоциональный отклик и никакой вегетативной реакции на (...) музыку. Эти же лица показали нормальные поведенческие и физиологические реакции на денежное вознаграждение. Таким образом, низкая чувствительность к музыке не связана с глобальной гипофункцией системы поощрений. Эти результаты указывают на существование специфичной музыкальной ангедонии и предполагают наличие индивидуальных различий в (...) системе поощрений».
Ученые поставили эксперимент с тридцатью студентами. Молодых людей опросили об их музыкальных пристрастиях, после чего поделили на группы в зависимости от ответов: очень чувствительные, умеренно чувствительные или вовсе нечувствительные. Исследователи убедились, что среди них нет глухих, слабослышащих и страдающих от депрессии, которая также может снижать чувствительность к музыке.
Студентов попросили принести из дома любимые записи. Уже на этом этапе у некоторых участников исследования возникли трудности. Учащиеся, попавшие в группу равнодушных, принесли меньше всего дисков; некоторые вообще не слушали музыку, поэтому одолжили CD у членов своей семьи. Включив записи в аудитории, ученые контролировали сердцебиение и потоотделение каждого студента. Некоторые не выказали ровным счетом никакой физиологической или эмоциональной реакции: их пульс не учащался, когда певец брал особенно высокую ноту или во время крещендо, но при этом они безошибочно определяли, грустная играет песня или веселая.
После прослушивания музыки равнодушным студентам предложили сыграть в игру с денежным вознаграждением. Они отреагировали точно так же, как и все остальные: мысль о возможности выиграть даже небольшую сумму денег приводила к небольшой тахикардии. Результаты не изменились через год, когда исследование повторили с теми же студентами.
«Музыка не являются поощряющей для них, в отличие от других видов наград, например, денег. Она просто не влияет на них», — цитирует Verge Марко-Паллереса.
Эта индифферентность не имеет ничего общего с неприязнью. Когда равнодушных студентов просили описать их симпатию к определенной песне по шкале от одного до десяти, они, как правило, ставили «5», что эквивалентно неопределенному пожиманию плечами.
«Специфичная музыкальная ангедония» — таким термином окрестили нейробиологи это явление. Ангендонией психологи называют неспособность человека получать удовольствие от деятельности, которую большинство находит привлекательной. Раньше предполагалось, что ангедония — это нечто вроде депрессии, то есть явление общего порядка, при котором утрачивается мотивация сразу ко всем видам потенциально приносящей удовольствие деятельности (выпивке, сексу и так далее). Но, как показала часть эксперимента с денежным вознаграждением, «равнодушные» студенты сохраняли способность радоваться по другим поводам, при этом будучи неспособны к эмоциональному восприятию музыки.
Чтобы определить, какие именно нейронные цепи в мозгу «равнодушных» повреждены, биологи планируют провести новый эксперимент с использованием функциональной магнитно-резонансной томографии (фМРТ). Марко-Паллерес надеется, что открытие музыкальной ангедонии на нейронном уровне станет отправной точкой для исследования всех других типов ангедоний. Тот факт, что первой удалось идентифицировать именно музыкальную ангедонию, примечателен, поскольку с эволюционной точки зрения крайне трудно объяснить, почему людям вообще нравится слушать музыку, которая не предоставляет никаких преимуществ для выживания в ходе естественного отбора.
Ну тебе-то понятно, ты среди людей. А я-то одна дома сижу. Вот бы тут бы и слушать. А не тянет. Хотя визуально могу смотреть и смотреть. Раньше телевизор работал чуть не круглые сутки - совсем не напрягал. Сейчас телепрограммы в интернете смотрю, поэтому телик не работает, но факт остается - видеоряд воспринимаю нормально, аудио - никак. Например аудиокниги вообще не выношу.
Нари, но ты писала, что любила радиоспектакли. Я тоже. А вот знаю нескольких человек, которые всегда слушают радио, но почти никогда не включают тв. И у одной бабки с утра всегда было радио, и по вечерам - тв. Таки думаю, что в этом феномене механизм более тонкий, чем предполагал эксперимент.
MirrinMinttu, я ничего не имею против того, чтобы музыка шла фоном из радио или тв, но вряд ли стану искать музыкальную программу специально. И буду слушать спектакль или фильм, но как правило, пальцем не пошевелю, чтобы специально поставить запись. Исключения есть, но это не в моих привычках.
Ну в детстве у нас радио трындело круглые сутки, и я любила многие радиопередачи. Я бы и сейчас послушала что-то конкретное, но не музыку, а информационное. Спектакль же - это не музыка. И все-таки видеоспектакль мне нравится больше, чем аудио. Я как раз аудиоспектакли сейчас не ищу, а вот видео - разыскиваю специально.
Шано, я радио только в машине слушаю, так что ищу ту единственную программу, где гарантированно не будет попсы - радиорок. Обычно она у меня и стоит, но иногда машину берет муженек, попсу обожающий)))
Нари, ага, я тоже искала: товстоноговские экранизации Шекспира и пьесы Островского.
Нари, старые, старые! Да и вообще...Вот кто теперь поверит, что "Сильва" Магаданского театра была гораздо сногсшибательнее "Сильвы" московской, театра оперетты.
Ну тебе-то понятно, ты среди людей. А я-то одна дома сижу. Вот бы тут бы и слушать. А не тянет. Хотя визуально могу смотреть и смотреть. Раньше телевизор работал чуть не круглые сутки - совсем не напрягал. Сейчас телепрограммы в интернете смотрю, поэтому телик не работает, но факт остается - видеоряд воспринимаю нормально, аудио - никак. Например аудиокниги вообще не выношу.
Ну в детстве у нас радио трындело круглые сутки, и я любила многие радиопередачи. Я бы и сейчас послушала что-то конкретное, но не музыку, а информационное. Спектакль же - это не музыка. И все-таки видеоспектакль мне нравится больше, чем аудио. Я как раз аудиоспектакли сейчас не ищу, а вот видео - разыскиваю специально.
Нари, ага, я тоже искала: товстоноговские экранизации Шекспира и пьесы Островского.
Да, пьесы Островского - это моя любовь. Старые постановки. Нонешние как-то не так, кроме фильма Масленникова.
Древние времена...