14.11.2017 в 10:18
Пишет Шано:URL записи13.11.2017 в 12:46Пишет Эрл Грей:
Эльфы, или отношение к неравенствуURL записи
Сейчас в фантастике стало настолько массовым, что обычным - эльфы рисуются как отрицательные персонажи. Отрицательные, к ним автор относится с ненавистью. Их ненавидят больше, чем все другие фантастические расы - больше, чем демонов, "запрограммированных" врагов.
читать дальшеПонятно, что прежде эти персонажи не вызывали таких чувств, это дело недавнее. Это современность. Примерно тогда, когда в рассуждениях о демонах они стали рисоваться привлекательными (подумаеншь, страстные и задиристые, это ж даже симпатично) - эльфы стали рисоваться предателями, мерзавцами, интриганами, бьющими в спину и т.п.
В чем причина ненависти? Ненависть совершенно непритворная и невыдуманная, это видно - авторы действительно испытывают сильные эмоции, направленные на образ эльфов. Причина довольно очевидна. Из всего комплекса свойств, которые мифология и литература относит к эльфам, выделены два - превосходство и высокомерие. Эльфы - это те, кто старше, кто прекраснее, кто в самом деле превосходит "простых людей" и кто высокомерно, нагло, постоянно подчеркивает это свое превосходство. Превосходство невыдуманное, высокомерие возмутительное, ненависть очень сильная.
Отсюда, от этого литературного образа и вызываемых им чувств, несколько дорожек. Например, по поводу возраста. Изменилось отношение к молодежи - весь ХХ век оно было иным, молодежь обожествляли и скармливали ей несметно культурных ценностей, сейчас нарастает сопротивление культу молодежи. С другой стороны, растет презрение к старости, кажется, это перешло границы личной неприязни того или иного человека, вызванного его личным опытом, и стало уже более массовым.
Ненависть к эльфам за их высокомерие отображает силу стремления к равенству. Важно, что мало волнует объективное неравенство (превосходство эльфов) - тезис такой: никакое реальное неравенство не извиняет проявления этого неравенства в поведении. Сильнейшую ненависть вызвает то, что можно назвать поведением взрослого по отношению к ребенку, когда говорят: тебе это еще рано, ты этого пока не поймешь, об этом пока не думай, этого пока тебе не скажу, надо сначала выучить такое-то. Эта учительская позиция, позиция взрослого-родителя и вызывает ненависть к эльфам. Они не домашние, не ласковые, не пушистые, они мерзко-холодные, высокомерные, с непонятным правилами поведения, сложными и вычурными (вежливость, противопоставляемая детскому незнанию границ), они требуют уважения (что возмутительно, ведь уважения нельзя требовать, его можно получить только даром, по соизволению субъекта, а если кто-то требует уважения как должного, то это враг).
Отношения с взрослыми-родителями опрокидываются в отношения социальные, с другим племенем, с другим сословием. Ненависть к эльфам - показатель отношения к неравенству.
Как отношение к возрасту двоится - культ молодежи более не бесспорен, и в то же время растет презрение к старикам - так и отношение к неравенству совсем не простое.
С одной стороны - крайняя неприязнь к высокомерным, не считающим себя равными, к учителям - студенты требуют равного отношения и уважения к своим мнениям, отказываются признавать, что мнения знающего и незнающего в разную цену. А с другой стороны - общество все сильнее проявляет черты сословности. (Я не буду говорить, только в России или и на Западе также - это слишком долгая тема, требующая своих обоснований и развенчания своих мифов). Вот только два замечания про равенство. Первое - про образование. Если сказать тезис: пусть дети элиты получают особенное, продвинутое, лучшее образование, а дети черни - низшее, это вызвет сильнейшую негативную реакцию. Если сказать иначе - пусть будут очень дорогие платные школы, где учеников будут насильно гонять в хвост и в гриву и учить их массе очень трудных, ненужных в обычной жизни предметов за большие деньги (допустим, греческому и латыни), а кроме того будут бесплатные школы для простых людей, где обучение будет легким, приятным, и будут давать знания, пригодные для нормальной работы в обычной жизни - это вызовет совсем иную реакцию, хотя на деле закрепляет наследственное неравенство. А второе - про отношение к Америке. Социологи давно заметили, что при массовых опросах по России отношение к Америке зависит от того, какова предыстория вопроса, либо из новостной линейки, либо из постановки вопроса. Если подразумевается, что Россия и Америка равные партнеры, равной силы державы - тогда отношение к Америке самое миролюбивые, это хорошие парни, свои, понятные. Если ситуация выстроена иначе и подразумевается, что США - на порядок более сильное государство, которое может диктовать свою волю и неровня нам - то отношение резко отрицательное, как к врагам. То есть отношением можно легко манипулировать, просто создавая контекст равенства или высокомерного превосходства. Стоит объявить эльфами, которые прекрасны, богаты и несут добро - и ненависть обеспечена. Стоит объявить трудолюбивыми гномами, которые горбятся и вместе с нами, как мы пьют пиво и работают до синевы - как вот уже совсем другое отношение. Грубость гнома стерпят, поймут, простят, грубость эльфа заслуживает страшной мсти.
Ситуация крайне благоприятна для выстраивания сословности - видно, что чисто риторическими средствами можно контролировать решения масс людей. А ситуация с равенством и сословностью очень трудная - кажется, люди очень против внешних проявлений сословности, они хотели бы одинаковой "простой" одежды, хотели бы элиты, играющей в простых парней, они против внешних висюлек, которые бы отличали элиту - в том числе против особенных правил вежливости, сложных ритуалов, непонятных сложностей и красивостей. А вот фактическое неравенство примут очень легко.
Мир, в котором знание виновато. За знание полагается не почет, а неприязнь. Тот, кто знает, вынужденно будет говорить - "а это вы не поймете, а это надо понимать в три этапа, начните с первого, год длиной...". Знание так устроено, что там нельзя прыгнуть сразу к результату сверхусилием, там надо долго и скучно сидеть, чтобы что-то получить. Это неприятно тому возрасту, в котором живут люди, и они не любят эльфов, им приятнее мир страстей, где сверхнапряжение и сверхусилие - и вот уже ты достиг самых лучших результатов. Это мир страсти и воли, а не мир знания.
А все эльфы виноваты.
К этой стороне отношения к неравенству надо добавить и другую сторону монетки. Вот бояръ-аниме, новый жанр, это литература о магических кланах. Общество феодальное или современное, даже преимущественно современное, техника, электричество и пр., магия личная, и при этом общество состоит из кланов, дворянских семей, которые захватили лакомые куски, этакие олигархи, и вокруг них круг родственников и пошедших к ним в младшие слуги, партнеры и т.п. - зависимые люди. И есть внеклановые. По отношению к внеклановому даже неодаренный клановый может вести себя презрительно, оскорбить - и он защищен силой клана. А уж дворяне, стоящие у верщины клана, при сравнении с безродным - вообще суперсила. И это общество, которое в самых основных чертах рисуется как общество с сильнейшим неравенством, описывается с глубокой теплой симпатией. Это приятны, теплый, любимый мир, в который мечтают попасть. Почему?
Почему наша современность, пока еще хотя бы внешне сделанная как общество равных, вызывает тоскливую неприязнь, а выдуманное общество сословной спеси - симпатию и тяготение? Ведь вроде бы это те же эльфы, разве нет? Где же логика, отчего эльфы рисуются как мерзавцы, а клановые при том же раскладе (реальное преимущество в виде магии, презрение, высокомерие и спесь вовне, к неклановым) - как люди с понятным устройством?
Достаточно посмотреть на цели героев. В нашем обществе, где была подвинута в сторону религия и идеология и где клянутся в верности технике, где верят в технику и стараются избавиться от идеологии - страшный дефицит целей. Нет ничего дороже цели, за цель в жизни сделают что угодно. Почему герой скучает в нашей жизни? Вот он айтишник и программист, вот он работает в банке, живет тихо, ничего ему не светит, заняться нечем, сидит в сети, играет. Сытая спокойная жизнь. Какие чувства? Тоска, скука, как бы избавиться. Вот он голый попадает в сословный мир, где надо бороться даже за то, чтобы на тебя не плевали, где реально умереть с голоду. У героя появляется Цель. Он ее в первой главе и произносит - хочу основать род, хочу создать семью с родовой способностью, которая пойдет дальше в века, когда я умру.
И в каком это мире? Там, где платят за труд. Когда герой был программистом в нашем мире, он ленился и халтурил, потому что незачем. Какая разница в нашем мире, хорошо ты работаешь или плохо? Ведь все равно разницу в труде покроет случайность, капризы начальников, некомпетентность руководства, которое в своих сварах не на работников опирается. Так что горбиться незачем. А какая основная черта попаданца в этих клановых историях? Он работает жутко, до болезни, он горбится и не спит ночами, - а зачем? А он отрабатывает свою магию, особенную, тренируется, дорабатывает умения. Это пришло из компьютерных игр, где персонажи прокачиваются - хочешь умение, работай. И герой работает так, что ему самому страшно - и эти труды окупаются. Во та плюшка, за которую отдают современность. Спокойной жизни нет, нет гарантированной пайки, зато каждый миллиметр способности как в компьютерной игре оплачивается - вот ты уже на равных с младшими клановыми, вот тебе навесили висюльку-орден, вот тебе реальный почет и уважение, вот деньги, вот власть, ты заработал. Бери. Каждому по труду.
Мир, в котром ненавидят эльфов, кичащихся реальным превосходством, то есть старших, требующих уважения к возрасту, мир, в котором любят клановое, сословное общество иерархизованной спеси - это мир труда, где труд замечается, справедливо оплачивается, где дают по труду. Заработал - получил, можешь проявлять спесь, а прежние спесивые теперь относятся к тебе с заслуженным уважением.
Вполне понятные идеалы. Вот что вырывается из социального подсознания, чего хочется - вот что предстоит оседлывать партиям и идеологиям, социальным движениям и активистам. Все написано вполне откровенно, потому что Марти Сью никогда не лжет.
Источнег знаний
@темы: мнение
Притягивает к своим, скажем так, гипотезам абстрактные примеры — и вроде как обосновал.
Но это насчёт образа эльфов в целом. А что касается самой статьи... она совершенно бессвязная. Автор приводит кучу невнятных размышлений на тему того, что люди не выносят, понимаешь ли, высокомерия по отношению к себе, потом как-то вдруг высокомерие приравнивается к мудрости и тяжёлому труду, потом всё перескакивает на "культ молодости", потом откуда-то вылезает утверждение, что современный человек мечтает о сословном обществе... короче, "Всё смешалось в доме Облонских".
Я первый раз злобных эльфов заметила у Сапковского. "Черную книгу Арды" я в расчет не беру, там специально все было перевернуто. И потом эти злобные эльфы где только не попадались. Хорошо хоть, у Панкеевой они нормальные. Со своими закидонами, но обычная раса. И я ничего не имею против эльфов Толкиена, пусть у него они такие. Я как человек им и не завидую даже. Мало ли кого во вселенной не найдется.
А насчет статьи... ну да, есть такое перескакивание, но просто меня тема злобных эльфов зацепила, потому что мне это тоже не нравится. Такая волна.
А, ну это понятное дело. Действительно может нехило раздражать, тем паче что уже само по себе стало штампом. Хотя лично меня больше напрягает, когда из демонов и вампиров делают благородных страдальцев, а то и вовсе прекраснодушных милах, которых гадкие люди (и эльфы) почему-то не любят.
И про демонов с вампирами согласна! Не, один-два раза это было любопытно. Но когда пошло валом... и все авторы прям такие психологи, куда деваться. В общем, раздражает не само наличие подобной интерпретации, а когда это ВЕЗДЕ, когда дошло до штампа.