... наталкивает на мысль об эскапизме фанатов и апологетов различных новых хронологий и велесовых книг. Будучи психологическими слабыми для того, чтобы принять историю такой, какой она является, они начинают перекраивать историю под свои фантазии. И тогда встает на места причинность в их построениях - абсурдность является основной целью их построений. Чем больше удается эпатировать мир конструкциями, тем большим успехом считается это у фоменковцев. Длительная эволюция разрозненных абсурдистских систем должна, по идее, привести к абсолютно выдуманному миру, где реально существовавшие исторические личности и события в лучшем случае лишь номинальны.
Совершенно неудивительно, что в советское время, с непререкаемым авторитетом академической науки в обществе морозовщина была уделом политических и социальных маргиналов. Потому можно вполне вычислять "волны" и "флуктуации" полпулярности тех или иных бредовых систем - они коррелируют с психологическими подъемами и откатами в обществе. Логично, что в перестройку Фоменко резко пошел в гору - население от ужасов реформ побежало прятаться в выдуманные миры - "велесовых праславян" и "россий, которых не было" (кстати, формирование и подъем фэнтази в литературе можно отнести туда же), и понятно, почему пошел на спад - рационализм начала 2000-х, подъем экономической активности, соответственно, некоторый социальный оптимизм населения погасили ажиотажный интерес к его работам. Кризис - опять полезли изо всех щелей фрики, в силу особенностей кризиса это уже не фоменковщина в чистом виде - у дракона выросли новые головы. Из-за этой закономерности академическое сообщество вынуждено вечно бороться с фриками до тех пор, пока в обществе будут основания для социального пессимизма, экономического шока, войн и просто бытовых трагедий. Крайне низкая плотность различного исторического фричества в советские годы показывает высокий уровень социального оптимизма в обществе - никого не интересовал выдуманный мир, из которого невозможно было сделать правильных прогнозов на будущее, которым жило обществе. И наоборот - замкнутость капиталистического общества в прошлое означает психологический отказ заглядывать в будущее - настолько оно мрачно выглядит.

community.livejournal.com/ist_freaks_ru/97988.h...

@темы: ссылки, мнение

Комментарии
09.03.2011 в 14:08

История не имеет сослагательного наклонения. Жизнь тоже.
Крайне низкая плотность различного исторического фричества в советские годы показывает высокий уровень социального оптимизма в обществе
Спорно. А социалистический реализм? Та же фантастика - но притворяющаяся реальностью.
09.03.2011 в 14:14

Nelvy

Нет, это не была фантастика. Что фантастического в соцреализме? Что люди строили и наконец построили? Так это была правда, молодежи нужна какая-то цель, которая бы занимала их умы, иначе они начинают беситься. А старшим нужна цель в виде лучшей жизни, и ради этого они готовы работать. В некоторых романах была лакировка действительности, но откровенной фантастики там не было никогда.
09.03.2011 в 14:23

Joh main bolti hoon woh main karti hoon... joh main nahi bolti hoon woh main definitely karti hoon ~ NOT RR ;-)
все верно написано, а пользы-то?
09.03.2011 в 14:34

Saavick

А какая может быть польза от литературоведения? Просто это значит, что когда ситуация изменится, поток схлынет.
09.03.2011 в 14:44

Joh main bolti hoon woh main karti hoon... joh main nahi bolti hoon woh main definitely karti hoon ~ NOT RR ;-)
Нари логично
09.03.2011 в 15:21

Мне нонешняя ситуация очень напоминает декаданс начала 20 века. Правда, у них все плохо кончилось...
09.03.2011 в 17:27

Нари , а ты думаешь, сейчас все хорошо кончится? )))
Пост интересный, спасибо. Прям про меня. ;)
09.03.2011 в 17:44

История не имеет сослагательного наклонения. Жизнь тоже.
Нари, соцреализм на то и отдельное направление, чтобы отличаться от прочих измов, в том числе и от, скажем, критического реализма. Я помню романы про шпионов времен второй мировой, производственные романы - как правило, существовала четкая схема, которая почти и не менялась. Скажем, в производственном: рационализатор, консерватор, длительная борьба, девушка-передовик, победа рационализации. Это не лакировка. Это создание отдельного, соприкасающегося боком с реальным, но все-таки отдельного мира - мира "как оно должно быть". Потому и фантастика, собственно. Я ж не говорю "фэнтези".:)
09.03.2011 в 18:14

Illery

Начала последних четырех веков не особо вдохновляют... так что я в ожидании "а вдруг пронесет".

Nelvy

Я не считаю "Кавалера Золотой звезды" фантастикой. Это вполне могло происходить в одном отдельно взятом колхозе. В чем там преувеличение? Да, всегда и везде так быть не могло, но как единичный случай - без вопросов. Так что фантастичность - в толковании, в головах у литературоведов, но отнюдь не в сюжете.
09.03.2011 в 18:24

История не имеет сослагательного наклонения. Жизнь тоже.
Фантастичность - результат трактовки, а не сюжета? :)
09.03.2011 в 18:39

Nelvy

Разумеется, если иметь в виду ваше определение соцреализма как фантастики. Не всякая альтернативная история является фантастикой, что уж говорить об обычных историях из нашей жизни. Недаром журналисты так любят их выискивать - потому что никто бы не поверил, а оно произошло в реальности. Слеудет ли спасение ребенка из пруда после 20 минут пребывания в нем зимой считать фантастикой? В смысле редкости исхода - да, в смысле достоверности сюжета - нет. Он теоретически мог произойти и он произошел. Точно так же и с разведчиками, и с передовиками производства. И Дома культуры строили, и от премий отказывались.
09.03.2011 в 18:48

История не имеет сослагательного наклонения. Жизнь тоже.
Всё так. Но есть одно "но". Соцреализм претендовал на то, что изображает "как оно есть", а не "как должно быть" или "иногда бывает". Частотность разная. Когда желаемое или "бываемое" выдается за массовое действительное - это все-таки не реализм.
09.03.2011 в 19:50

В таком случае Фантастичность - результат трактовки, а не сюжета.
09.03.2011 в 19:56

История не имеет сослагательного наклонения. Жизнь тоже.
Угу. "Властелин колец" - реалистическое произведение. А фантастикой его сделали мы, литературоведы.
09.03.2011 в 20:34

Nelvy

У меня такое ощущение, что я не по-русски говорю. Мы обсуждали соцреализм. При чем тут ВК??? Где логика?
09.03.2011 в 21:02

История не имеет сослагательного наклонения. Жизнь тоже.
Нари
Фантастичность, на мой сугубо личный взгляд, - производная либо восприятия, либо воли автора, либо и того, и другого. Скажем, если речь идет о средневековой литературе, фантастично происходящее для нас - но не для современников этой литературы. Хотя если речь идет, скажем, о рыцарских романах, - то фантастичность будет лежать и в сфере восприятия, и в сфере воли автора. В 19 веке - например, такой автор как Вельтман, да и три четверти романтиков, - используют фантастичность как приём, и как приём она воспринимается читателем. А соцреализм - это как раз воля автора и восприятия читателя тоже. Но, в отличие от фантастики 19 века, и автор, и читатель старательно веруют в то, что пишут и читают. Правда, менее вымышленными произведения не становятся - ибо реальность, типичную реальность (что, собственно предполагается в случае обычного реализма), они не отражают.
Ну и чистая фантастика - тут ни автор, ни читатель не скрывают фантастичности писанного/читанного.
Примерно так.
09.03.2011 в 21:12

Nelvy

Нет, я категорически не согласна, что в соцреализме и автор, и читатель старательно веруют. Это упрощение типа того, что все, кто жил в Союзе, были убежденными проводниками воли партии. Так могут говорить сейчас те, кто хочет поделить мир на черное и белое, но это так же далеко от реальности, как волшебные сказки. В соцреализме писатель берет случай, хорший случай, показывающий лучшее в людях, и описывает его как пример. Читатель читает произведение и думает "так поступают лучшие из нас". Ни автор, ни писатель никогда и нигде не утверждают, что так происходит везде и всегда. Это произведение - лишь пример того, как поступали люди в каком-то одном месте, и к чему следует стремиться остальным. Именно так и воспринимались фильмы Пырьева. Или книги. Кстати, к соцреализму вообще-то относятся и другие книги и фильмы. Разве фильм "Премия" фантастичен? Обычная производственная драма, написанная по реальному происшествию. Или "Большая семья". Таких семей было море, на каждом заводе можно было найти. А никто и не говорил, что все рабочие на всех заводах были такие, но рабочие династии реально существовали, и я не вижу, почему сейчас это следует отрицать.

Что вы имеете в виду под средневековой литературой? Что именно? Чтоб я могла представить сюжеты.
09.03.2011 в 21:14

История не имеет сослагательного наклонения. Жизнь тоже.
Ну, скажем, Ленгленд. "Видение Петра Пахаря".
09.03.2011 в 21:21

Nelvy

А, ну такие конечно. Мы считаем это фантастикой, а тогда никто не сомневался в видениях. Так же как никто не сомневался в Житиях Святых, которым являлись все, кому не лень.
09.03.2011 в 21:24

История не имеет сослагательного наклонения. Жизнь тоже.
Я, собственно, это и сказала выше. Вопрос в другом - являются ли эти произведения фантастичными? Вы говорите
Мы считаем это фантастикой, а тогда никто не сомневался в видениях.
Не тот же ли процесс происходит с соцреализмом?
09.03.2011 в 21:28

Nelvy

Наука нам говорит, что видения относятся к сфере нарушений восприятия, тогда как построенный Дворец культуры стоит и сейчас, я не могу сомневаться в его реальности.
09.03.2011 в 21:34

История не имеет сослагательного наклонения. Жизнь тоже.
А процессы, происходившие в мозгах строителей коммунизма из фильмов/книг, - насколько реалистичны они?
09.03.2011 в 21:46

Nelvy

Какие процессы? В тех книгах, что я называла, ничего запредельного не помню.
09.03.2011 в 21:49

История не имеет сослагательного наклонения. Жизнь тоже.
Нари
Они как-то очень правильно думают... Знаете, у меня в голове всё крутится знаменитая "Баллада о гвоздях" Тихонова.
09.03.2011 в 22:03

Nelvy

Какой же это соцреализм? 1922 год, типичный революционный романтизм. Практически поэма Блока "12".
И военные Симонова и других - это тоже не соцреализм никаким местом. Это было призвано вести людей на пулеметы, агитка.
09.03.2011 в 22:07

Как говорит БСЭ, соцреализм, это "Чапаев" Д. Фурманова, "Железный поток" А. С. Серафимовича, "Разгром" Фадеева. "Тихий Дон" Шолохова, "Хождение по мукам" А. Н. Толстого, романы Ф. Гладкова, Л. Леонова, К. Федина, А. Малышкина и др.

slovari.yandex.ru/~книги/БСЭ/Социалистический%2...

Вот я примерно такие романы с такими сюжетами и имела в виду.
09.03.2011 в 22:14

История не имеет сослагательного наклонения. Жизнь тоже.
Ой, не верьте БСЭ, ей-богу. Шолохов, Толстой, даже Федин - это что-то особняком стоящее, в рамки направления просто не влезающее... Симонов - тем более.

Но вот у того же Толстого есть пьесы, названий, прошу прощения, не помню, - давно дело было. Да та же "Аэлита", кстати - это уже соцреализм.
Я вот всё Шеина вспоминаю - он тоже соцреалист, мне кажется.

А Тихонов - романтик, да, все-таки из учеников Гумилева - но романтизм без фантастики никогда не обходился:) У меня ассоциация откуда взялась-то - из этого сопоставления "люди=гвозди". Эта "роботехника" в тридцатые неплохо развернулась. Вплоть до "А вместо сердца - пламенный мотор".
09.03.2011 в 22:25

Nelvy

Как это я буду не верить БСЭ, если она повествует о самом главном направлении социалистической литературы? Это их хлеб! Вот если бы я цитировала про западные течения 20 века, вот тогда им бы можно было не верить. А раз пишут, что Шолохов входит в течение, значит входит.

"Аэлита" - наверное, раз он там затрагивает общественно-политические моменты, ну так нигде не сказано, что не может быть смешения жанров.

А какой Шеин, их же море.

насчет романтизма и фантастики - святое дело, как же без этого.
09.03.2011 в 22:48

История не имеет сослагательного наклонения. Жизнь тоже.
Лев Шеин.
Не, БСЭ субъективна - потому и не стоит ей верить... Именно потому что про своё, драгоценное. Ох... чем "давнее" умер автор - тем более объективности:)
Кстати, забавно было про западную литературу, ага. Учебник где-то шестидесятых годов у меня есть, английская зарубежка. И вот там - огромная статья про Яна Флемминга.:) Сначала - какой он загнивающий, а потом - нормальный, тщательный анализ:)
09.03.2011 в 23:09

Nelvy

Я не чиала "Записки следователя" и вообще у него ничего не читала. Я что успела в школе прочитать, то и знаю.

Насчет БСЭ не уверена, но это не суть важно, все равно "Кавалер Золотой звезды" сто пудов соцреализм. Нормальная книжка и фильм симпатичный, если его не изучать принудительно как шедевр мировой литературы.

А что касается зарубежки, то, конечно, приходилось извращаться. Никогда не забуду предисловие к Холмсу 1948 года на тему, что если бы Холмс понимал идею борьбы пролетариата, он был бы гораздо более прогрессивен и ваще. А так хорош, но идеологически незрел.