zen.yandex.ru/media/id/5a95b23f256d5c111c2b7753...
Чтение книг может вызвать депрессию, заявляют студенты западных вузов. И поэтому книги должны быть снабжены комментариями, предупреждающими читателя об опасности. Социолог Фрэнк Фурди (Frank Furedi) отмечает, что с требованием снабдить учебную литературу предупреждениями о возможном вреде выступают студенты из разных стран и университетов.
При этом речь идет не о том, чтобы признать опасными какие-нибудь странные произведения малоизвестных авторов. Нет, студенты заявляют о том, что снабжать предупреждения нужно классические произведения вроде романа Фрэнсиса Скотта Фицджеральда «Великий Гэтсби». Почему?
Потому что чтение может спровоцировать болезненные переживания. Фрэнк Фурди – английский социолог, заслуженный профессор социологии в Кентском университете, автор многих научных работ. По его словам, поведение студентов, которые требуют защитить их от книг, является прецедентом.
В статье «Книги опасны» («Books are dangerous») он анализирует ситуацию, как ученый - проводит экскурс в историю, как в разные исторические эпохи разные исторические деятели и группы выступали за введение книжной цензуры. «Мои университетские коллеги сообщают, что впервые в своей карьере сталкиваются с ситуацией, когда некоторые из студентов просят о праве отказаться от чтения текстов, которые они считают оскорбительными или травмирующими», - пишет Фурди.
По его словам, уникальность ситуации в том, что раньше появлению новых направлений в книжной отрасли противились патерналисты, представители разных религиозных групп. Это были люди, которые считали, что новые веяния разрушают нравственные устои общества. Сейчас за ограничения выступают сами читатели, и не по отношению к новым жанрам, а по отношению к классической литературе.
читать дальше
Чтение книг может вызвать депрессию, заявляют студенты западных вузов. И поэтому книги должны быть снабжены комментариями, предупреждающими читателя об опасности. Социолог Фрэнк Фурди (Frank Furedi) отмечает, что с требованием снабдить учебную литературу предупреждениями о возможном вреде выступают студенты из разных стран и университетов.
При этом речь идет не о том, чтобы признать опасными какие-нибудь странные произведения малоизвестных авторов. Нет, студенты заявляют о том, что снабжать предупреждения нужно классические произведения вроде романа Фрэнсиса Скотта Фицджеральда «Великий Гэтсби». Почему?
Потому что чтение может спровоцировать болезненные переживания. Фрэнк Фурди – английский социолог, заслуженный профессор социологии в Кентском университете, автор многих научных работ. По его словам, поведение студентов, которые требуют защитить их от книг, является прецедентом.
В статье «Книги опасны» («Books are dangerous») он анализирует ситуацию, как ученый - проводит экскурс в историю, как в разные исторические эпохи разные исторические деятели и группы выступали за введение книжной цензуры. «Мои университетские коллеги сообщают, что впервые в своей карьере сталкиваются с ситуацией, когда некоторые из студентов просят о праве отказаться от чтения текстов, которые они считают оскорбительными или травмирующими», - пишет Фурди.
По его словам, уникальность ситуации в том, что раньше появлению новых направлений в книжной отрасли противились патерналисты, представители разных религиозных групп. Это были люди, которые считали, что новые веяния разрушают нравственные устои общества. Сейчас за ограничения выступают сами читатели, и не по отношению к новым жанрам, а по отношению к классической литературе.
читать дальше
борятся за счастье всего человечествабеспокоятся вообще обо всех читателях, не только о психологическом состоянии будущих филологов. У Фуреди же не написано, что они требуют удалить "тяжелые" книги из программы обучения, просто сообщают, что эти книги вводят их в депрессию и настаивают на том, чтобы о таком воздействии их предупреждали.Но во-первых, мне кажется, что студенты сгущают краски, называя своё состояние после этих книг депрессией, это ж серьёзное заболевание психики. Тоска, уныние - да, но это переживаемо и легко поправляемо последующим чтением чего-нибудь позитивного. А вот те, у кого полно скелетов в шкафу и у них где-то в глубине дремлет склонность к настоящей депрессии или к суициду, несколько раз наткнувшись на подобные предупреждения в книгах, возможно, поостерегутся поступать на филфак или им настоятельно порекомендуют этого не делать их психологи/психиатры, если они проходили у них лечение. А во-вторых, Фуреди пишет про разное восприятие, так сказать, про разный болевой порог у людей: кто-то зацикливается на "токсичных" моментах, а кто-то их и вовсе не замечает или не зависает на них. Отсюда и проблема - как вообще определять триггер в книге, о котором необходимо действительно предупреждать.
Я сама избегаю читать нашу прозу про Великую Отечественную - больно. Но в тоже время часто читаю военные мемуары (немецкие в том числе), а в них иногда такие моменты и подробности описываются, что кровь в жилах стынет. (А сейчас я вообще читаю про попаданца в 41-й - ничего героического нынешний менеджер там не совершает, не прогрессорствует, он и про войну-то ничего не знает и не помнит - даже год Победы, но хоть как-то пытается вести себя достойно в отряде окруженцев и многое, наконец, понимает об этой войне). Вот как объяснить такую избирательность моей психики? Понятно, что для нас сами фразы "книга рассказывает о событиях Великой Отечественной войны" и "1941-й год" являются триггерными предупреждениями, но наши студенты-филологи, да и не только они, просто обязаны из нашей военной прозы прочитать хоть что-нибудь. И никакие отмазки про насилие и депрессию здесь не имеют права быть.
Найотри, так может подспудно в душе эта девушка-герой мечтала быть мужчиной? Что ей дома-то не сиделось, а потянуло на подвиги?! Как она отреагировала на смену пола? Была ли истерика? Был ли экзистенциальный кризис, все дела? )))) Автор явно имел что-то такое трансгендерное в душе. )))) Во времена, когда медицина бессильна и проклятие подойдёт для дела))) Эх, материала для анализа не хватает
А что касается произведений про войну, то они ж пишутся в том числе и для того в идеале, чтобы народ осознал, насколько это плохо и тяжело, чтобы ценил потом тех, благодаря кому из этой задницы мы всё-таки вылезли и чтобы если на горизонте возникнут новые уроды, из-за которых может такое повториться, так вышибать им зубы сразу, а не когда это начнётся снова. Так что страдать придётся, и оно для дела. Вот надо ли всем страдать над другими философскими вопросами - это уже другая тема. Тут, может, всем и не надо.
А во-вторых, Фуреди пишет про разное восприятие, так сказать, про разный болевой порог у людей: кто-то зацикливается на "токсичных" моментах, а кто-то их и вовсе не замечает или не зависает на них. Отсюда и проблема - как вообще определять триггер в книге, о котором необходимо действительно предупреждать.
Вот! Даже мы здесь насчет "Парфюмера" разошлись. И я помню, как народ восторгался, что Хаус в психушку попал - ух, какой поворот сюжета. А мне их хотелось туда отправить на месяцок, чтоб они поняли, насколько там погано. И ничего "ух!" там нет. Я практику до сих пор с ужасом вспоминаю. У одного книжка вызовет тоску и депрессию, а другой будет взахлеб рассказывать, какая это классная вещь.