22 июня 1633 г. Галилео галилей отрекся от своих воззрений.
А вот что учила моя бабушка в 4 классе (это примерно 1925 год)
Изнемогая от мучений
под страшной пыткой палачей
на акт постыдный отреченья
уже согласен Галилей.
Доволен судей сонм -
бесстрашный фанатик мысли побежден.
И вот предстал пред ними он -
больной, измученный, несчастный.
Он шепчет: "Да, мое ученье,
клянусь с начала до конца,
больного мозга заблужденье,
плод бреда жалкого глупца.
Я еретик. Я без боязни
ученье Церкви отвергал
и в Бога веру колебал.
И признаюсь - повинен казни".
Страдалец смолк, он еле дышит,
от пыток он ослаб вконец,
но он не умер, нет, он слышит.
Ликует кардиналов хор,
над ним безбожно вслух смеется...
"Победа! Рано вам кичиться!
Все ложь, что я сейчас изрек!
Я слаб, как раб, я изнемог, я трус.
А все-таки вертится!"
А вот что учила моя бабушка в 4 классе (это примерно 1925 год)
Изнемогая от мучений
под страшной пыткой палачей
на акт постыдный отреченья
уже согласен Галилей.
Доволен судей сонм -
бесстрашный фанатик мысли побежден.
И вот предстал пред ними он -
больной, измученный, несчастный.
Он шепчет: "Да, мое ученье,
клянусь с начала до конца,
больного мозга заблужденье,
плод бреда жалкого глупца.
Я еретик. Я без боязни
ученье Церкви отвергал
и в Бога веру колебал.
И признаюсь - повинен казни".
Страдалец смолк, он еле дышит,
от пыток он ослаб вконец,
но он не умер, нет, он слышит.
Ликует кардиналов хор,
над ним безбожно вслух смеется...
"Победа! Рано вам кичиться!
Все ложь, что я сейчас изрек!
Я слаб, как раб, я изнемог, я трус.
А все-таки вертится!"
Я его как в детстве выучила, так наизусть и помню.
а ЗАЧЕМ? Философские?
Я в обмороке.
А чего ты такая умная?
Ну и правильно. Вот соберешься учебник написать - почитаешь заново, а пока смотри интересные передачи и нам пересказывай.
Точно, надо бы и передачи смотреть интересные... а потом делиться впечатлениями...
Здорово, что ты вспомнила это стихотворение, у меня сразу столько воспоминаний...
Вот зря ты все это написала, мне же стало интересно: а что такое систематика? И что ты хотела описывать?
Ну или форма, материя. Вообще, систематика-это раньше называли, хотя придмет у нас так назывался.
Безусловно, систематические вопросы связаны и с историей философии.
Это онтология что ли?
В сущности, мне была интересна данна тема по той простой причине, что сейчас все эти онтологические и гносеологические вопросы рассматриваются иначе.
Иначе - это как? Что поменялось в отношении к истине?
Эта традиция тянулась еще с самых древних времен, но потом взглянули иначе. Это интересно, конечно, пока я писала диплом, меня эта тема просто достала, но, когда я начинаю думать об этом сейчас, кажется, это опять интересно.
Мне кажется, что истина как цель познания - это слишком прямолинейно. Цель познания - многообразие мира. Истина же - это более моральный аспект, чем научный.
В науке важно стремление к истиному знанию, а философия сейчас ориентируется на что-то иное.
Кого-то даже познание уже мало занимает.
Сейчас я бы даже не определила истину как моральный аспект.
Кстати, мы говорили об этом с Мариусом, и я так и не поняла - какова нынче цель философии?
Хм... но это получается "искусство для искусства".
Ну было бы удивительно, если бы они не изменились. С другой стороны, вечные вопросы потому так и называются, а меняются ли ответы?
А вот на этой моей подготовки уже не хватает. А какие могут быть пути?
вот за что я не люблю философию, так это за общие слова. ты можешь конкретный пример привести???
Пример того, какими путями можно идти? Экзистенциализм опирается на существование, существования человека в мире. И сущность рассматривается в первую очередь через существование человека. И экзистенциалисты не разделяют субъект и объект.
Экзистенциалистов, к примеру, очень интересует вопрос свободы. Или вопрос осознания человеком себя как экзистенции.
Вот тут мои мыслительные способности заканчиваются... А что такое со свободой? Помню только Энгельса.