21:19

22 июня 1633 г. Галилео галилей отрекся от своих воззрений.
А вот что учила моя бабушка в 4 классе (это примерно 1925 год)

Изнемогая от мучений
под страшной пыткой палачей
на акт постыдный отреченья
уже согласен Галилей.
Доволен судей сонм -
бесстрашный фанатик мысли побежден.
И вот предстал пред ними он -
больной, измученный, несчастный.
Он шепчет: "Да, мое ученье,
клянусь с начала до конца,
больного мозга заблужденье,
плод бреда жалкого глупца.
Я еретик. Я без боязни
ученье Церкви отвергал
и в Бога веру колебал.
И признаюсь - повинен казни".
Страдалец смолк, он еле дышит,
от пыток он ослаб вконец,
но он не умер, нет, он слышит.
Ликует кардиналов хор,
над ним безбожно вслух смеется...
"Победа! Рано вам кичиться!
Все ложь, что я сейчас изрек!
Я слаб, как раб, я изнемог, я трус.
А все-таки вертится!"

@темы: мое

Комментарии
24.06.2009 в 00:24

Настоящая свобода начинается по ту сторону отчаяния
Замечательное стихотворение.
24.06.2009 в 09:13

Celebrian

Я его как в детстве выучила, так наизусть и помню.
24.06.2009 в 12:24

Настоящая свобода начинается по ту сторону отчаяния
Нари, а мне сразу вспомнилось, как курсе на третьем конспектировала труды Галилея и Коперника.
24.06.2009 в 12:59

Celebrian

а ЗАЧЕМ? Философские?
24.06.2009 в 13:01

Настоящая свобода начинается по ту сторону отчаяния
Нари, да... в рамках курса "История философии". Помню, нашла Галилея в библиотеке, книга старая, бумага почти папирусная... а Коперник у меня до сих пор стоит.
24.06.2009 в 13:08

Celebrian

Я в обмороке.
24.06.2009 в 13:13

Настоящая свобода начинается по ту сторону отчаяния
Нари, ты осторожнее, не падай. :pity:
24.06.2009 в 13:16

Celebrian

А чего ты такая умная?
24.06.2009 в 13:24

Настоящая свобода начинается по ту сторону отчаяния
Нари, да я бы не сказала... Просто было дело, читала и такие книги. Правда, если сейчас спросить, не изложу философских воззрений Галилея. Если и помню, то где-то глубоко. :gigi:
24.06.2009 в 13:36

Celebrian

Ну и правильно. Вот соберешься учебник написать - почитаешь заново, а пока смотри интересные передачи и нам пересказывай.
24.06.2009 в 13:39

Настоящая свобода начинается по ту сторону отчаяния
Нари, я в свое время хотела написать учебник на систематическую тему. Все время пока училась, занималась систематикой...
Точно, надо бы и передачи смотреть интересные... а потом делиться впечатлениями...
Здорово, что ты вспомнила это стихотворение, у меня сразу столько воспоминаний...
24.06.2009 в 13:40

Celebrian

Вот зря ты все это написала, мне же стало интересно: а что такое систематика? И что ты хотела описывать?
24.06.2009 в 13:50

Настоящая свобода начинается по ту сторону отчаяния
Нари, ну это так называемые систематические вопросы философии. К примеру, истина. Я даже диплом писала на эту тему.
Ну или форма, материя. Вообще, систематика-это раньше называли, хотя придмет у нас так назывался.
Безусловно, систематические вопросы связаны и с историей философии.
24.06.2009 в 13:56

Celebrian

Это онтология что ли?
24.06.2009 в 13:58

Настоящая свобода начинается по ту сторону отчаяния
Нари, и онтология и гносеология, у нас это называлось систематикой.
В сущности, мне была интересна данна тема по той простой причине, что сейчас все эти онтологические и гносеологические вопросы рассматриваются иначе.
24.06.2009 в 14:12

Celebrian

Иначе - это как? Что поменялось в отношении к истине?
24.06.2009 в 14:17

Настоящая свобода начинается по ту сторону отчаяния
Нари, ну вот, к примеру, в классической философии истина-это цель познания, венец, познания, во многих философских течениях 20 века у нее уже совсем инач роль.
Эта традиция тянулась еще с самых древних времен, но потом взглянули иначе. Это интересно, конечно, пока я писала диплом, меня эта тема просто достала, но, когда я начинаю думать об этом сейчас, кажется, это опять интересно.
24.06.2009 в 14:19

Celebrian

Мне кажется, что истина как цель познания - это слишком прямолинейно. Цель познания - многообразие мира. Истина же - это более моральный аспект, чем научный.
24.06.2009 в 14:23

Настоящая свобода начинается по ту сторону отчаяния
Нари, ну для многих философов на протяжении многих столетий она была целью познания... Но сейчас ее скинули с этого трона.
В науке важно стремление к истиному знанию, а философия сейчас ориентируется на что-то иное.
Кого-то даже познание уже мало занимает.
Сейчас я бы даже не определила истину как моральный аспект.
24.06.2009 в 14:57

Celebrian

Кстати, мы говорили об этом с Мариусом, и я так и не поняла - какова нынче цель философии?
24.06.2009 в 15:23

Настоящая свобода начинается по ту сторону отчаяния
Нари, о, сейчас множество разным течений... и у каждого своя цель. Я думаю, что нельзя нынче обозначить общую цель, разве что, философия как всегда задает вопросы...
24.06.2009 в 15:24

Celebrian

Хм... но это получается "искусство для искусства".
24.06.2009 в 15:29

Настоящая свобода начинается по ту сторону отчаяния
Нари, ну, не совсем так... но философия всегда занималась тем, что задавала вопросы. Сейчас, видимо, вопросы изменились.
24.06.2009 в 15:42

Celebrian

Ну было бы удивительно, если бы они не изменились. С другой стороны, вечные вопросы потому так и называются, а меняются ли ответы?
24.06.2009 в 16:13

Настоящая свобода начинается по ту сторону отчаяния
Нари, и ответы меняются... но мне кажется, что для философии важны даже не сами ответы, а путь к ответам.
24.06.2009 в 16:26

важны даже не сами ответы, а путь к ответам.

А вот на этой моей подготовки уже не хватает. А какие могут быть пути?
24.06.2009 в 16:29

Настоящая свобода начинается по ту сторону отчаяния
Нари, ну пути совершенно разные... сейчас ведь много направлений, которые не опираются на классические философские понятия... или смотрят на них иначе....к тому же, все зависит еще и от того, от чего отталкиваются. К примеру, лично мне очень интересен тот путь, который избрали экзистенциалисты.
24.06.2009 в 16:31

Celebrian

вот за что я не люблю философию, так это за общие слова. ты можешь конкретный пример привести???
24.06.2009 в 16:43

Настоящая свобода начинается по ту сторону отчаяния
Нари, да, пожалуй, иногда бывает слишком много общих слов.
Пример того, какими путями можно идти? Экзистенциализм опирается на существование, существования человека в мире. И сущность рассматривается в первую очередь через существование человека. И экзистенциалисты не разделяют субъект и объект.
Экзистенциалистов, к примеру, очень интересует вопрос свободы. Или вопрос осознания человеком себя как экзистенции.
24.06.2009 в 16:53

Celebrian

Вот тут мои мыслительные способности заканчиваются... А что такое со свободой? Помню только Энгельса.